Rambler's Top100 Service

 
|     English     |  
   Каталог
   Гранты
   English & Deutch
   English testing
   GMAT
   MBA
   IT
   Школа выживания
   Разное
   Профессионалы
   
   Карьера
   Антиспам
   Форум
   Контакт
   
 
Поиск на сайте
Поиск на Куличках

 
Новости на ваш
 
 
 
 
Rambler's Top100

Большой Энциклопедический Словарь

Иностранные термины и выражения

AB OVO (лат.) — с самого начала (букв.: с яйца).

ACTUS PURUS (лат. — чистое действие) — тождество бытия и действия, действительность без потенциальности и пассивности. Это понятие идет от Аристотеля и употреблялось схоластами для определения Бога: Бог есть все, чем он может быть, и ни одна из его возможностей не остается неосуществленной. См. Акт.

AD HOC (лат. — для этого) — в этой связи, предназначенный только для данной цели.

AD HOMINEM или ARGUMENTUM AD HOMINEM (лат.) — доказательство, при котором внимание слушателя или читателя переключается на личность человека, т. е. такое доказательство, при котором не только оперируют голыми фактами, но и учитывают способность восприятия человека, о котором идет речь, или уровень развития определенной группы людей

AD INFINITUM (лат.) — до бесконечности.

AD OCULUS (лат.) — объяснение, которое настолько наглядно, что предмет представляется как бы стоящим "перед глазами".

AGENS (лат.) — движущая сила, действующая сущность.

AGERE SEQUITUR ESSE (лат.) положение в учении схоластов: действие вытекает из бытия, имеет в качестве своего условия бытие; нет деятельности, в основе которой не лежала бы субстанция; противоположность — теория актуальности.

A LIMINE (лат.) — сразу, с порога что-либо опровергать.

AMBIGUITAT (нем., от лат. ambigere быть в разладе) — двузначность, двусмыслица.

AMICUS PLATO SED MAGIS AMICA EST VERITAS (лат.) — Платон — друг, но истина больший друг, т. е. истина всего дороже. Перефразировка выражения, приписываемого Аристотелю.

AMOR FATI (лат.) — вера в судьбу.

ANALOGIA ENTIS (лат. — подобие бытия) — в схоластике отношение между вечным бытием Бога и преходящим бытием его творения, которое представляет собой подобие его сущности, причем Бог возвышается над этим подобием. Analogia entis была сформулирована на Четвертом Латеранском соборе в 1215. Католицизм признает доказательства бытия Бога только с помощью аналогии; протестантизм отвергает даже это, т. е. отвергает analogia entis.

ANALOGON RATIONIS (греч., лат.) соотношение между рассудком как высшей духовной силой и низшими чувственными силами — инстинктами. Баумгартен, напр., различал высшее (рассудочное) познание — предмет логики, и низшее (чувственное) познание, которое назвал "эстетикой" или "ars analogi rationis".

ANIMUS (лат. — душа) — характер, совокупность мысли, чувства и воли в противоположность слову anima (жен. род от animus), означающему воспринимающее, инстинктивное, животное (анимальное) начало в человеке. Знание этой двойственности человека и порождаемых ею разногласий, производящих то разрушительное, то созидающее действие, очень древнее по происхождению, живет в мифах и сказаниях и находит выражение в некоторых живых языках, как, напр., в слав, (чешек.: duch и duse). См. Ян и Инь, Миф.

A POSTERIORI (лат.) — зависимый от опыта.

A POTIORI (лат.) — на основании предыдущего, главного.

A PRIMA FACIE (лат.) — сразу, на первый взгляд.

A PRIORI (лат.) — независимый от опыта.

ARBITRUM LIBERUM (лат.) — свобода воли, выбора.

ARETE (греч.) — способности, превосходство, склонность души к мудрости, справедливости и т. д.; все это рассматривается как единство внутреннего достоинства и внешней красоты.

ARGUMENTA ADVERSARIA (лат.) доводы противной стороны.

ARGUMENTA PONDERANTUR, NON NUMERANTUR (лат.) — сила доказательств в вескости, а не в количестве (аргументов).

ARGUMENTUM AD IGNORANTIAM (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство, рассчитанное на невежество убеждаемого.

ARGUMENTUM AD REM (лат.) аргумент, основанный на подлинных обстоятельствах дела.

ARGUMENTUM AD VERITATEM (лат.) — объективное доказательство.

ARGUMENTUM BACULINUM (лат.) "палочный" довод, убеждение силой. В переносном смысле — осязаемое доказательство.

ARGUMENTUM EX CONTRARIO (лат.) — доказательство от противного.

ARGUMENTUM EX SILENTIO (лат.) доказательство, выводимое из умалчивания.

ARGUMENTUM EXTERNUM (лат.) аргумент, взятый из области, лежащей вне спорного вопроса.

ATGUMENTUM INTERNUM (лат.) аргумент, указывающий на саму спорность вопроса.

ARGUMENTUM LEGIS (лат.) — законный довод.

ARGUMENTUM NIMIUM PROBANS (лат.) — довод, страдающий избыточностью доказательств.

ARGUMENTUM PRIMARIUM (PALMARIUM) (лат.) — решающее доказательство.

ARS CONJECTURALIS (лат.) — искусство толкования.

ASYLUM IGNIRANTIAE (лат. — прибежище невежества) — понятие, которое признано недостаточным, но которым довольствуются, потому что хотят избежать дальнейших размышлений.

AURA (лат. — воздух) — согласно теософическрму (см. Теософия) и антропософическому (см. Антропософия) учению, излучаемое телом сияние, которое могут видеть только посвященные; цвет его является специфическим выражением душевных волнений.

AUREA MEDIOCRITAS (лат.) — золотая середина (Гораций).

AUTOMATON LOGICUM (лат. — логический производящий автомат) — название мозга, введенное Отто Либманом для характеристики (парадоксального) факта, что в отношении совершающихся в нервной системе, в мозгу и т. д. процессов действительны физические и химические законы, в то время как основывающаяся на этих процессах мыслительная деятельность протекает логически, по законам сознания. Теория психофизического параллелизма рассматривалась как несостоятельная. См. также Познание.

AUTOS EPHA (греч. — он сам, т. е. мастер, сказал это, лат. ipse dixit) — слова учеников Пифагора, приводимые как неопровержимое доказательство в защиту своего утверждения (см. Авторитет).

BELLUM OMNIUM CONTRA OMNES (лат.) — война всех против всех (Гоббс).

BONA FIDE (лат.) — заслуживающий доверия.

BON SENS (франц.) — здравый человеческий рассудок, здравый смысл.

CAUSA (лат.) — первопричина, основание. Causa efficiens — действующая причина; causa finalis — конечная причина, определяющая цель (см. Целесообразность); causa formalis — формальная причина; causa sui — причина самого себя; этими понятиями схоласты выражают безусловность и независимость существования Бога; Causa vera — истинная причина; causae occasionalis — случайные причины. См. Окказионализм.

CHARACTERISTICA UNIVERSALIS (лат. — общая характеристика) — выражение, введенное Лейбницем как обозначение символики понятий, которая, как он считал, нужна для описания знаний. См. также Фреге.

CIRCULUS VITIOSUS (лат. — порочный круг), также cirsulus in probondo (круг в доказательстве) — замкнутый круг в доказательстве; доказательство, предпосылки которого уже содержат то, что должно быть доказано.

CLARUS ET DISTINCTUS (лат. ясный и очевидный) — понятие в философии Декарта, который в отличие от Ф.Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки любого знания с помощью "естественного света" разума. В частности, это предполагало отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру.

COGITO ERGO SUM (лат.) — я мыслю, следовательно, я существую. См. Дерт.

COFNCIDENTIA OPPOSITORUM (лат.) — совпадение противоречий; сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду Бога. По мнению Николая Кузанского, который приводит в качестве доказательства своих положений примеры из геометрии, а также Джордано Бруно и Шеллинга, coincidentia oppositorum встречается в действительности всюду. Мысль о coincidentia oppositorum — одна из глубочайших идей в философии.

COMMON SENSE (англ. — здравый смысл, обычный смысл) — обычное значение, здравый человеческий рассудок; с точки зрения философии шотландской школы, врожденная основа всякого истинного познания. См. также Франклин.

CONCLUSIO (лат.) — заключительное предложение, вывод; конклюзивный — следующий (из чего-либо). См. также Умозаключение.

CONCURSUS DEI (лат. — "вмешательство Бога") — одно из понятий окказионализма, согласно которому непосредственное взаимодействие души и тела принципиально невозможно, а представляет собой лишь результат непрерывного "чуда" — прямого вмешательства Бога в каждом случае.

CONDITIO SINE QUA NON (лат.) непременное условие, условие, без которого невозможно событие.

CONSENSUS (лат.) — согласованность; consensus gentium, consensus omnium — согласие народов, согласие всех, которое стоиками, Цицероном и философами шотландской школы использовалось в качестве доказательства. См. также Аргумент.

CONSTELLATIO (от лат. con — вместе с и stella — звезда) — взаимное расположение небесных светил; в переносном смысле — вид и расположение отдельных частей или факторов внутри целого, стечение обстоятельств.

CONTRADICTIO (лат.) — противоречие. Contradictio in adject о — противоречение в определении, напр. деревянное железо.

CONTRAT SOCIAL (франц.) — общественный договор; см. Государство.

CORPUS MYSTICUM (лат. — таинственное тело) — символическое обозначение христ. церкви как тела Христова (особ. 1 Кор. 12, 12 и далее). В философии Гаманна corpus mysticum означает целое, заключающее в себе и творца, и творение, и мировой дух и бытие мира, — целое, в котором все в одно и то же время является и божественным и человеческим, в котором пребывают и Христос и община.

CREATIO CONTINUA (лат.) — непрерывное творение.

CREDO, QUIA ABSURDUM (лат.) верю потому, что абсурдно, потому, что это противоречит разуму (см. Парадокс), т. е. вера относится к тому, чего не могут познать ни чувства, ни разум, — изречение, которое неверно приписывается Тертуллиану и Августину и которое выражает спор между верой и знанием. Вопреки всякому разуму, даже вопреки показаниям органов чувств, нужно учиться тому, чтобы уметь держаться веры (Лютер).

CREDO, UT INTELLIGAM (лат.) верю, чтобы познать. См. Ансельм Кентерберийский.

DAIMONION (греч. — божественная сущность) — так называл Сократ "внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью.

DASEIN (нем.) — существование, определенное бытие, наличное бытие, здесь-бытие.

DEFINITIO ESSENTIALIS (лат.) существенное определение.

DE OMNIBUS DUBITANDUM (лат.) подвергать все сомнению. Исходный пункт философии Декарта, который провозгласил сомнение единственно правильным методом познания.

DEUS ABSCONDITUS (лат.) — незримый Бог; по Иез. 45, 15 обозначение Бога израильтян, затем обозначение вообще незримости Бога.

DEUS EX MACHINA (лат. — Бог из машины) — фигура Бога, поднимаемая в конце греч. трагедий с помощью особого механизма над сценой с целью решения неразрешимого самого по себе конфликта. Отсюда произошло более позднее значение этого выражения — всякий, неожиданный пособник, появляющийся в критический момент.

DEUS SIVE NATURA (лат. — Бог, или природа) — см. Спиноза.

DIVISION (лат.) — см. Деление.

DOCTA IGNORANTIA (лат. — ученое незнание) — незнание, достигнутое научным путем, умудренное неведение — так называет Николай Кузанский учение о непостижимости Бога.

DUREE (франц.) — длительность. Понятие философии Бергсона.

E — первая гласная лат. слова nego — отрицаю; условный знак в логике, обозначающий общеотрицательное суждение.

ECCE HOMO (лат. — вот человек) — восклицание Пилата, показавшего увенчанного терновым венцом Христа народу, чтобы возбудить в последнем сострадание к Христу (Ин. 19, 5). Обычно цитируется в переводе Лютера: "Смотрите, каков человек!" Это выражение часто употребляют, когда хотят указать на достойное сострадания положение цивилизованного человека нашего времени (см. Ожидание гибели).

ELAN VITAL (франц.) — жизненный порыв, жизненная энергия; см. Бергсон.

ELENCHUS (от греч. ekenchos — встречный довод) — см. Ignoratio elenchi.

ENCHEIRESIS NATURAE (греко-лат. метод постижения природы) — понимание природы; у Гёте: тайная деятельность природы, с помощью которой она создает и питает жизнь.

ENGRAMM (греч. — вписанный) см. Память, Мпете.

ENS (лат. — сущий) — сущее, бытие, существо, вещь, идея.

ENS A SE (лат.) — сущее, являющееся таковым благодаря самому себе, в отличие от ens ab alio — зависящее от другого, обусловленное, сотворенное.

ENS COGITANS (лат.) — мыслящее существо.

ENS ENTIUM (лат.) — сущность сущностей (Бог).

ENS RATIONIS (лат.) — мыслимая вещь.

ENS REALE (лаг.) — реальная вещь, истинно сущее.

ENS REALISSIMUM (лат.) — наиреальнейшая сущность, внутреннее Содержание всей реальности (Бог).

ENTTTДT (нем., от лат. ens — сущий) способность чего-либо быть (с побочным смыслом, что нечто честь", в отличие от того, "что" нечто есть; ср. Quidditas.

ESPRIT (франц.) — дух, духовная живость, подвижность, меткость суждений, остроумие, живость ума.

ESSE EST PERCIPI (лат. — существовать — значит быть воспринимаемым) — осн. положение идеалистической философии Джорджа Беркли.

ESSENTIA (лат.) — сущность, существенность, смысловая определенность действительного; осн. понятие схоластики, в особенности употребляется как противоположность понятию existentia; см. Существование. При этом отношение сущности и существования понималось так, что существенное бытие обусловливает воспринимаемое существование ("essentia involvit existentiam").

ETHOS (греч.) — обычай, характер нравов, моральное убеждение.

EXAKT (лат.) — пунктуальный, точный; точные науки (математика, физика, химия, астрономия) получают свои знания путем измерений, которые могут быть проверены каждым человеком. Знания точных наук претендуют поэтому на объективную значимость. Точная наука существует только 300 лет, со времен Галилея.

EXCLUSI TERTII PRINCIPIUM (лат.) — принцип исключенного третьего, одна из аксиом логики (см. Аксиома); гласит, что А или равно В, или не равно В и что третьего быть не может (лат. tertium поп datur — третьего не дано).

EX NIHILO NIHIL, EX NIHILO NIHIL FIT (лат.) — из ничего ничего не происходит; см. Материя.

EXPERIMENTUM CRUSIS (лат. испытание крестом) — решающий эксперимент: считают, что можно мучением заставить природу выдать свою тайну.

EXTREM (лат.) — крайний, преувеличенный; также имя существительное: экстремум; экстремистами называют тех, кто выставляет крайние, преувеличенные требования или поступает сообразно этим требованиям.

FALSA IN UNO, FALSA IN OMNIBUS (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всем.

FATUM (лат.) — судьба, рок.

FAUSSE RECONNAISSANCE (франц. сложное узнавание) — см. Переживание.

FIDES QUAERENS INTELLECTUM (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм Кентенберийский).

FLATUS VOCIS (лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют только как колеблемый речью воздух.

GEISTESGESCHICHTE (нем.) — история духа. История культуры как история духовных образований (Дильтей).

GEISTESWISSENSCHAFTEN (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).

GEFЬGE (нем.) — см. Структура.

GENUS PROXIMUM (лат.) — ближайший род; см. Дефиниция.

GENUS REMOTUM (лат.) — отдаленный род.

HABITUS (лат.), габитус — внешнее проявление, поведение, также свойства, строение тела, поскольку оно характеризуется как конституция. В переносном смысле говорят также о habitus как о духовном направлении, "этосе" какой-либо группы или какого-либо периода.

HABITUS ANINI (лат.) — душевный склад, характер.

HABITUS NATURAE (лат.) — природное свойство.

HAECCEITAS (лат.) — "этость". Термин Дунса Скота, означающий несводимость единичного существования к сущности.

HEIMARMENE (греч.) — судьба.

HEN KAI PAN (греч. — одно и все) см. Всеединство.

HENADE (от греч. hen — один) — единство; см. Монада.

HOMO (лат.) — человек (homo sapiens — человек как разумное существо, в переносном смысле — воспринимающий существенное); мудрый, мыслящий человек. Др. результатами попыток выразить природу человека подобной формулой являются: homo faber (лат. — человек как ремесленник) — технический, действующий человек (см. Поступок); homo divinans (лат. — предчувствующий человек) — магический человек, живущий в одушевленном мире (см. Анимизм, Одушевление); homo ludens (лат. — играющий человек) — человек, который ричего не воспринимает серьезно и бездумно принимает участие в том, что "разыгрывается" в окружающем его мире (см. Пуерилизм, Игра).

HOMO HOMINI LUPUS EST (лат.) человек человеку — волк (Плавт).

HOMQ-MENZURA-ПОЛОЖЕНИЕ (лат. положение о "человеке как мере") — положение Протагора: человек есть мера всех вещей.

HOMO SUM, HUMANI NIHIL A ME ALIENUM PUTO (лат. — я человек, и ничто человеческое мне не чуждо) — по словам греч. комического поэта Менандра, высказывание св. Теренция; Цицерон и Сенека считали это высказывание принципом гуманности.

HORROR VACUI (лат. — боязнь пустоты, отвращение к пустоте) — идущее от Аристотеля выражение, которое употребляется для обозначения т. н. отвращения природы к пустому пространству, следствием чего является то, что везде "что-нибудь" есть (ср. Эфир).

HYLE (греч. — древесина, лес) — материал, материя. Ар'истотель под hyle понимает еще не принявшую форму реальных вещей — "первоматерию", которая в качестве голой, еще не осуществленной "возможности" обладает некоторыми свойствами вещества, могущего принять определенную форму.

HYSTERON-PROTERON — см. Гистерон-протерон.

IGNORABIMUS (лат. — мы этого не узнаем) — формула, согласно которой границы познания, имеющиеся в настоящее время, являются границами познания на все будущие времена; см. также Агностицизм; Конвергенция, Трансинтеллигибельный.

IGNORATTO ELENCHI (лат. — непонимание противоречивости двух утверждений) — ошибка в доказательстве, состоящая в том, что то, что должно быть доказано (или опровергнуто), оставляется без внимания, игнорируется, следовательно, доказывается (или опровергается) нечто другое, а не то, что требуется.

IMITATIO CHRISTI (лат. — подражание Христу) — следование Христу; по новейшим исследованиям — название католич. назидательной книги Фомы Кемпийского.

IMPETUS (лат.) — побуждение, порыв, воодушевление.

IMPLICITE (лат.) — включенный, содержащийся наряду с другими. Противоположность — explicite (см. Экспликация).

IMPONDERABILIEN (лат.) — невесомый; неопределимые, непостижимые влияния, воздействия.

IN ABSTRACTO (лат.; см. Абстрактный) — отвлеченный, существующий в себе и для себя, вне связи с реальными условиями. Противоположность — In concrete.

IN AETERNUM (лат.) — в вечности, навечно, навсегда.

IN CONCRETO (лат.) — в действительности, в определенном случае, фактически; см. Конкретное. Противоположность — In abstracto.

INFLUXUS PHYSICUS (лат. — естественное влияние) — влияние тела на душу и души на тело. К этому надо добавить, что, согласно Декарту и окказионалистам, вследствие различия того и другого для подобного воздействия необходимо содействие Бога.

IN INFINITUM (лат.) — в бесконечное, без остановки.

INTENTIO (лат. — напряжение, намерение, направленность; интенция, intentio recta — "прямое определение" понятия или предмета, представляющегося внешним по отношению к гносеологической связи (в то время как intentio obliqua, "косвенное определение", — внутренним). Оба вида (лат. — modi) этого определения называют соответственно modus rectus и modus obliquus. H. Гартман (в работе "Zur Grundlegung der Ontologie", 1941, S. 49) называет intentio recta естественной точкой зрения на мир, имеющей склонность к онтологии, т. к. она не начинает с рефлексии (как intentio obliqua), не изменяет естественного направления познания, часто следует ему и непосредственно продолжает его дальше; ср. Установка.

IPSE DIXIT (лат.) — это сказал он сам, т. е. господин; лат. перевод греч. autos epha.

LAISSEZ FAIRE, LAISSEZ ALLER (франц. — предоставлять свободу действия) — лозунг физиократов, которые утверждали, что хозяйство развивается лучше всего тогда, когда оно свободно от вмешательства государства.

LIBERUM ARBITRIUM (лат.) — свобода выбора, свобода воли. См. Свобода.

LUMEN (лат.) — свет. Lumen naturale и lumen supranaturale — см. Метафизика света.

LUMEN NATURALE (лат. — "естественный свет") — восходящее к античной метафизике света понятие, характеризующее конечность человеческого познания. По Августину, полнота знания достигается только благодаря излучаемому Богом сверхъестественному свету (lumen supranaturale), дополняющему естественный свет.

MAN (лат.) — в философии существования персонифицированное общественное мнение. Мы наслаждаемся и развлекаемся, как наслаждаются другие; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как смотрят и судят все; но мы так же избегаем "большой толпы", как избегают ее другие; мы находим возмутительным то, что принято находить таковым. И эти другие (Man) — не кто-то определенный, а все, хотя и не сумма, — предписывают форму бытия повседневности (М. Хайдеггер). Это Man вызывает постоянное искушение довериться ему, отдать себя ему во власть, запутаться в нем и стать чужим самому себе (см. Коллектив). В этическом смысле Man представляет собой противоположность индивидуальности; относительно Man вполне уместен категорический императив, где личность в силу морали "равной справедливости" (которая гарантирует личности только право защиты) становится так же бесправна, как она бесправна по отношению к этому Man. В психологии Man есть коррелят "мы"; как член некоего Man я есть часть какой-то целостности, а как участник "мы" я вхожу в некую систему отношений.

"MENS SANA IN CORPORE SANO" (лат.) — "в здоровом теле здоровый дух"; в сатирах Ювенала говорится: человек должен обращать к богам не глупые молитвы и просьбы, а молить их лишь о физической здоровье, о здоровом человеческом разуме. Что только в здоровом теле возможен здоровый дух, этого Ювенал никогда не говорил.

MORAL INSANITY (англ.) — моральное слабоумие, болезненный недостаток способности нравственного суждения, связанный с абсолютным эгоизмом, чувственной холодностью и жестокостью.

MORAL SENSE (англ.) — нравственное чувство.

MUNDUS (лат.) — мир; mundus sensibilis — чувственный мир, природа; mundus intelligibilis — мир рассудка.

NATURA NATURANS (лат.) — у Спинозы природа, мыслимая как живое единство, которое в созидательной деятельности позволяет natura naturata, т. е. отдельным вещам, модусам, происходить из самих себя. Оба этих выражения встречаются уже у Аверроэса, а затем в схоластической философии, рассматривающей Бога как natura naturans.

NATURA NON FACIT SALTUS (лат. природа не делает скачков) — выражение, восходящее к Фурье и наглядно поясняющее принцип непрерывности, разработкой и обоснованием которого еще раньше специально занимался Лейбниц.

NATURELL (франц.) — природная склонность человека жить чувством (сердцем) и порывами (желаниями), объединенными в одно целое, особенно если иметь в виду внешние проявления этого свойства с помощью жестов и мимики. Это выражение вытесняется словом темперамент.

NE QUOD NIMIS (лат. — ничего лишнего, греч. meden agan) — изречение одного из семи греч. мудрецов, приписываемое Солону.

NIHIL EST IN INTELLECTS, QUOD NON PRIUS FUERIT IN SENSU (лат.) нет ничего в уме, чего бы не было раньше в ощущениях. Осн. тезис сенсуализма, сформулированный Локком. Лейбниц добавляет к этому положению ограничение: nisi intellectus ipse (кроме самого интеллекта).

NIHIL HUMANI MIHI ALIENUM (лат.) — ничто человеческое мне не чуждо (см. Homo sum...).

NIL ADMIRARI (лат. — ничему не удивляйся) — этими словами начинается одно из писем Горация, в котором идет речь о необходимости ничему не удивляться. Предание гласит, что Пифагор, которому задали вопрос о том, к какому выводу пришел он в результате своих размышлений, ответил: "Ничему не удивляться" .

NOLENS VOLENS (лат.) — хочешь не хочешь, волей-неволей.

NON PLUS ULTRA (лат. — ничего сверх этого) — непревзойденное, совершенное в своем роде; крайний предел.

NON SCHOLAE, SED VITAE DISCIMUS (лат. — не для школы, а для жизни мы учимся) — так были перефразированы слова Сенеки: "К сожалению, мы учимся не для жизни, а для школы", которыми он закончил свое 106-е письмо.

NOSCE ТЕ IPSUM (лат., греч. gnothi seauton — познай самого себя) — см. Самопознание.

NOVUM ORGANON (лат.) — термин, использованный Ф. Бэконом в работе 4 Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы" (1620, рус. пер. 1935) для определения "органа мышления", который трактовался им, в отличие от формальной и дедуктивной логики Аристотеля, как новый, базирующийся исключительно на опыте индуктивный метод. Именно поэтому Ф. Бэкон считается оновоположником англ, эмпиризма.

ORDO AMORIS (лат.) — порядок любви, выражение, употребляемое Максом Шелером; см. Любовь.

ORDRE DU COEUR (франц. — порядок сердца) — выражение, означающее у Паскаля "логику сердца", которая имеет своей предпосылкой рассудочную логику; см. Любовь. У Шелера и Н. Гартмана это выражение употребляется в связи с определением места, занимаемого этическими ценностями, расположенными в иерархическом порядке; см. Этика.

ORTHOS LOGOS (греч.) — "правильным разумом" называли стоики высший всеобщий закон, присущий богам и людям и руководящий их мыслями и поступками.

PAIDEIA (греч. — воспитание) — новогуманистическое название элементов воспитания и образования, характерных для Древней Греции и вызванных к жизни существованием полиса.

PAIDEUMA (греч. — приобретенное при помощи воспитания) — душа, сущность культуры. Так Лео Фробениус называет "внутреннее содержание, сущность культуры", распространенной в какой-либо географической области, душу, дух данной области.

PANTA REI (греч.) — "все течет".

PETITES PERCEPTIONS (франц.) у Лейбница маленькие, неощутимые перцепции или восприятия, постоянно присутствующие внутри людей, но не замечаемые ими, проявляющиеся впоследствии в совокупности своих действий в виде сумбурных представлений или иррациональных выводов.

PETITIO PRINCIPII (лат. — претензия на то, чтобы стать основой доказательства) — допущение в качестве основы доказательства положения, которое само еще требует доказательства; см. также Доказательство.

PHILOSOPHIA PERENNIS (лат. вечная философия) — употребляющийся в католич. философии с начала неосхоластики и восходящий к произв. Стехуса Эвгубинуса "De Philosophia perennis" термин, означающий основы всякой философии, незыблемость философских догм; см. Неотомизм. У Лейбница philosophia perennis — идущая от древних и получившая всеобщее распространение истина. Ясперс называет philosophia perennis мысли некоторых великих философов о времени.

PHYSIS (греч.) — согласно Хайдеггеру, то, что нужно выводить не обычный способом, не при помощи phyein (позволять расти), откуда получаются значения "природа", "тело", но при помощи phaeinein (освещать). Тогда physis был бы "сверкающе открытым"; в этом смысле Хайдеггер говорит об "изначальной открытости сущего" (см. Ничто). Тем не менее, по-видимому, можно только тогда придерживаться традиционного выведения при помощи phyein (вызывать, позволять расти, показывать); когда из осн. значений понятий "возникновение" и "зарождение" получается значение "естественное свойство".

"POLITELY" (греч. — государство) — название одного из произв. Платона, содержащего его учение о государстве и обществе.

POSSEST (от лат. posse — мочь и est есть) — возможность бытия; у Николая Кузанского — совпадение потенции и акта (см. Неотомизм) в божественном.

POST HOC (лат.) — после этого; см. Каузальность.

PROPTER НОС (лат.) — по причине этого, из-за этого; см. Каузальность.

PROTON KINUN (греч. — перводвижущее, лат. primum novens — первый член причинного ряда) — понятие, заключающее проблему: он существует без достаточного основания (следовательно, "случайно"), он принимает на себя действие, не действуя сам. Многие космологи, теологи и метафизики обходят эту апорию, подставляя на место proton kinun божество.

PROTON PSEUDOS (греч.) — первичная ложь; осн. заблуждение, ложный тезис, от которого отталкивается доказательство, из которого вытекают др. заблуждения.

PSYCHE (греч.) — дуновение, дыхание; см. Душа.

PYR TECHNIKON (греч.) — творческий огонь. У стоиков — творящая часть мировой субстанции, космический Бог.

QUA (лат.) — в качестве, в силу чего-либо, поскольку.

QUATERNIO TERMINORUM (лат. учетверение термина) — логическая ошибка в заключении, возникающая благодаря двусмысленному употреблению понятия (см. Умозаключение).

QUIDDITAS (новолат.) — бытие, чтотость (Washeit); противоположность — см. Entitдt (небытие).

QUOD ERAT DEMONSTRANDUM (лат.) — что и требовалось доказать.

RATIO (лат.) — разум, рассудок, основа; ratio cognoscendi — основа познания; ratio essendi — основа бытия.

REALREPUGNANZ (от новолат. realis вещественный и лат. repugnans — противодействующий) — реальное противоречие, заключенное в самих вещах, в отличие от логического противоречия, заключенного в понятиях.

REGION (лат.) — область, сфера; региональный — ограниченный определенной сферой, определенной областью.

RES (лат.) — предмет, вещь; в широком смысле — реальность; res cogitans (мыслящая — вещь) и res extensa (протяженная вещь) — понятия философии Декарта, при помощи которых он различает в сущем субстанцию мыслящую (дух, душа) и протяженную (материя, тело). Этот дуализм, согласно учению Декарта и окказионализму, может быть преодолен с помощью Бога, concursus del.

RESERVATIO MENTALIS (лат.) тайные, невысказанные, мысленные оговорки, благодаря которым высказывание, обещание, клятва должны потерять свою нравственную обязательность. Играет особую роль в казуистике.

RESIDUM (лат.) — остаток, пережиток.

REZIPROK (лат.) — взаимнообусловливающийся.

SACRIFICIUM INTELLECTUS (лат. жертвование разумом) — отказ от собственного мышления.

SIC ET NON (лат. — так и не так) да и нет. Обозначение схоластического метода, созданного в основном Абеляром. При решении любого вопроса мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих "за", и авторитетов, выступающих "против", и, наконец, принять решение. Этот метод в последующие эпохи был положен в основу ведения дискуссий в философской, канонистической и гражданскоправовой областях.

SINKRISIS и DIAKRISIS (греч.) соединение и разделение, связывание и обособление, синтез и анализ; выражения, которые встречаются в соч. Платона, откуда их заимствовал Гёте.

SINN (нем.) — в биологии Sinn (чувство) — орган живого существа, воспринимающий раздражения (см. Органы чувств). В философии Sinn (смысл) — ценность и значение (интерес), которые та или иная вещь представляет для меня и для других. В отличие от сущности смысл не принадлежит самой вещи, но он привносится в нее человеком, так что вещь для одного человека может быть полной смысла, для другого — бессмысленной или даже для меня самого она сегодня может быть полной смысла, а годом позже — бессмысленной. Темой исследования становится смысл какого-либо предмета или события, чему молчаливо предпосылается принятие коллективного субъекта (народа, культуры, эпохи и т. д.), для которого смысловое содержание уже когда-то было выяснено или выясняется. Во многих случаях выражение "исследование смысла" означает исследование сущности (напр., в философской антропологии, феноменологии, экзистенциализме). Методом, при помощи которого исследуется смысл, вкладываемый кем-либо в слово, жест, действие, является понимание. Sinn может означать также общее чувство человека, его восприимчивость к чему-либо или понимание чего-либо.

SI TACUISSES, PHILOSOPHUS MANSISSES (лат., из соч. Боэция "Об утешении философией": если бы ты молчал, остался бы философом) — если бы ты не показывал своих слабых сторон, тебя могли бы, пожалуй, принять за философа.

SOPHROSYNE (греч. — умеренность) умеренность в образе жизни (букв, "здоровое состояние диафрагмы", которая, как считают, является седалищем души), в участии в житейских делах; со времен Платона — одна из четырех кардинальных добродетелей.

SPECIES (лат.) — вид, образ, внешнее явление; в естествознании — вид.

SPIRITUS (лат.) — дух; собственно говоря, движущийся воздух, ветер, дуновение; дуновение жизни, дыхание. Spiritus rector —,господствующий, управляющий дух; согласно представлениям алхимиков, "духовная" субстанция (тончайшая материя), находящаяся в вещах. Spiritus sanctus — Святой Дух.

STATUS (лат.) — положение, состояние; status quo ante — положение, существовавшее до определенного момента; status nascendi — состояние возникновения, зарождения.

STRUGGLE FOR LIFE (англ.) борьба за жизнь; struggle for existence (англ.) — борьба за существование; см. Дарвинизм.

STUDIUM GENERALE (лат.) — общеобразовательные занятия. Studium generale — лекции общеобразовательного характера — рекомендуется посещать студентам, всех факультетов, для того чтобы ликвидировать все возрастающую односторонность специального образования (которое противоречит идее университетского образования) и вытекающие из нее вредные последствия (см. Специалист)

SUB SPECIE AETERNI или AETERNITATIS (лат.) — с точки зрения вечности, бесконечности; см. Спиноза.

SUMMUM BONUM (лат.) — высшее благо, добро, Бог.

SYMPOSION (симпозиум) — у древних греков пиршество, во время которого его участники вели беседы. В соч. Платона "Пир" ("Symposion") в форме таких речей излагается учение об эросе. Работу под таким названием написал также Ксенофонт. С тех пор симпозиум является довольно распространенной формой занятия научными, в т. ч. и философскими, проблемами; см. Эрос.

SYNTERESIS — перешедшее из греч. понятие, употребляющееся в средневековых соч. комментатором Эсхила Иеронимом для обозначения совести (conscientia), неугасимые искры которой помогают нам благодаря наличию в нас зла познать добро; вероятно, идет от стоиков (conservatio sui у Сенеки), позднее усвоено (воспринято) философами-схоластами (Фома Аквинский, Бонавентура) и мистиками (Мейстер Экхарт), определяясь по-разному, через отношение к conscientia.

TABULA RASA (лат. — чистая доска) — чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии.

TAT TV AM ASI (от санскр. — это [ta] есть [asi] ты [tvam] — слова, сказанные Удалакой Ару ни (Чхандогья-упанишада, 6, 12) своему сыну о том, что незримая субстанция, находящаяся в зернышках плодов фигового дерева, является тем творческим первоначалом, из которого вырастает дерево и происходит все другое. Эта последняя сущность, составляющая мир и идентичная также с самостью (атман) всех живых существ, этически объяснялась Шопенгауэром в его работе 4 Об основах морали" (заключение).

TELOS (греч.) — см. Цель.

TERTIUM COMPARATIONIS (лат. третий член сравнения) — критерий сравнения, то, в чем совпадают две сравниваемые вещи. Так, напр., при сравнении двух плоских поверхностей их tertium comparationis является двухмерность.

TERTIUM NON DATUR (лат. третьего не дано) — принцип исключенного третьего.

TRADIEREN, традировать (от лат. tradere — передавать, сообщать) — передавать дальше; содержание сознания, мысли и т. п. становятся традитабельными благодаря тому, что они выражаются в языке, схватываются в слове (см. Язык).

TRANSEUNT (от лат. transire — переходить на ту сторону) — переходящий в др. сферу (напр., из сферы идеального в сферу реального).

ULTRA POSSE NEMO OBLIGATOR (лат.) — никто не может быть обязанным сверх своих возможностей. Выражение восходит к положению юриста Цельса (ок. 100) в "Corpus jurus": "Impossibilium nulla obligatio est" ("Невозможное не может быть долгом").

UNIO MYSTICA (лат.) — мистическое соединение с божеством; эту цель преследовали мистерии. Платон и неоплатонизм, в еще большей степени мистика (особенно во времена средневековья) внесли в unio mystica одухотворенность.

VELLEITAT (от лат. velle — хотеть) бессильное побуждение, нерешительная воля, слабое желание.

VIA (лат. — путь) — метод. Via eminentiae — способ определения с помощью сравнения; via negationis — способ определения через отрицание; via moderna — картезианский, рационалистическо-математический метод.

VOLONTE GENERALE (франц. — совокупная воля) — см. Государство.

WESEN (нем.) — 1) существо, отдельная вещь, предмет, особенно живой или мыслимый живым; 2) сущее, свойство, "природа", "особенное бытие", определенное бытие (см. Наличное бытие) вещи; 3) сущность, действительное, существенное, "собственное бытие" в противоположность явлению; 4) сущность, всеобщее, существенное для целого вида или рода, его значение, его идея. Древнегреч. философы, как правило, не различали в мысли Wesen и бытие. Позднее, особенно с возникновением современного иррационализма (и особенно начиная с Шопенгауэра), они все отчетливее и отчетливее воспринимаются как противоположности (см. Сущность). В современной психологии под Wesen понимается некоторое гештальткачество, т. е. переживаемое свойство предмета, и именно свойство, выражающее содержание. К сущностным свойствам (качествам выражения) относятся, напр., характер, образ мыслей, габитус, настроение, эмоциональная окраска, которые, если они проявляются в вещах, обозначаются более или менее адекватно с помощью таких прилагательных, как: радостный, дружественный, гордый, мрачный, спокойный, тяжелый, изящный, мужественный, женственный, детский, старческий, буйный, скандальный, брюзжащий, ноющий, смеющийся, печальный, грозный, привлекательный, отвергающий и т. п. Следовательно, речь идет об объективной одушевленности предметов (см. Одухотворение). "Существенные свойства в наглядно-данном представляют собой фактически то, что одно только способно производить на нас впечатление, непосредственно затрагивать нашу собственную сущность... Для каждого существенного свойства имеется совершенно определенная структура, в которой оно реализуется наиболее чисто и наиболее принудительным образом; ее называют "отличительной" или "прегнантной" (W.Metzger. Psychologie, 1941). См. Прегнантность, Прегнантности правило, Смысловое содержание.

WOLLUNGEN (нем.) — иногда так называется сфера психических процессов, для которых характерно наличие духовнодушевного действия, в отличие от чувственного восприятия, которое понимается только как рецептивно-пассивное.

Образование на Куличках ©2004. Все права сохранены.