Пошли ссылку на нас другу:

Даосcкая практика достижениябессмертия

Отадминистратора: представлено краткое изложение теории.  

GMAT / GREP Prep: 800score.com offers a prep course for the GMAT and GRE.

     Поиски бессмертия - своими собственными силами,или обращаясь к помощи  магов  и заклинаний,  - это центральное,  главное положение религиозного даосизма, важнейшая егосоставная часть. Ближайшая цель
даосов   заключалась   в избавлении  от недугов,  продлении  жизни, омоложении.
     Поисками   бессмертия  занимались   еще задолго  до оформления даосизма  какрелигии.  Китайская литература изобилует рассказами об отшельниках, алхимиках,  императорах,  занятых поисками бессмертия,
эликсира  жизни,  островов,  населенных  небожителями.
     Бессмертие  в религиозном  даосизме мыслилось как материальное бессмертие,  бессмертие  тела, а недуши. Даосы полагали, что души и духи  не могут существовать без телесной  оболочки.  "Если даосы  в поисках долголетияпредставляли себе его не духовным, а материальным  бессмертием,  это   не было   выбором  между различными возможными решениями,   для  них  это было  единственно  возможным   решением. Греко-романский  мир рано стал противопоставлять  друг  другу дух и материю.   В религиозных концепциях  выразилось  противопоставление единой  духовной души  материальному  телу. Китайцы  же  никогда неразделяли     дух  и материю.    Для  них  мир    был   непрерывной последовательностью от  пустоты  на  одном  конце  до  самойгрубой материи  на  другом,  а потому  душа  нестала  невидимым и духовным антиподом  видимого  и материального тела. Более того, существовало слишком   много душ  в человеке,  чтобы  какая-нибудь  из них могла служить противовесом  телу.  было  две группы душ: три верхние души(хунь)  и семь нижних  (по).  И если были расхождения почасти того, что с ними  случалось  в ином мире,  все сходились на том, что  они разделяются  в момент  смети.  Прижизни, как и в момент смерти, эти
многочисленные  души часто  неопределенны  и туманны. После смерти, когда рассеяна  эта  армия  духов, каким образом  смогут  они снова собраться  воедино?  Теложе, напротив, являлось единством и служило
домом  этим  и другим духам. Таким образом, лишь увековечениетела в той или иной форме  может  обеспечить  продолжение живой личности в целом

Первым  шагом  на великом  пути  к бессмертию были добродетели общечеловеческие,   поскольку   бессмертными,  как  считали  даосы, становились  люди  смертные, которые  достигали  этого в результате
терпеливого и продолжительного труда. И прежде всего они должны былибыть     добродетельными    и достойными,   верными    и гуманными, почтительными и искренними. Лживые,недостойные люди напрасно искали бы бессмертия.

 Целый  ряд предписаний  требовалось выполнять не толькодаосам, ищущим  бессмертия,  но  и простым  добродетельным людям.  В первую очередь  это пять запретов:  не  убивать,не пить вина, не лгать, не красть,   не   прелюбодействовать, а также  десять  добрых  деяний: почитать   родителей, соблюдать  верность  господину  и наставнику, сострадать всем  тварям,  помогать  страждущим  даже  вовред себе, освобождать   на  волю  животных  иптиц,  возводить  мосты,  сажать деревья,  строить жилища  и колодцы  у дорог, наставлять неразумных людей. Одним  из элементарных  требований,  предъявляемых к монаху,совершенствующемуся   на пути к конечной  цели, было вегетарианство.

Даосы  представляли, что тело человека - микрокосм, населенный,как и  макрокосм,  различными  божествами. Они населилиего огромной армией - 36 тысячами  духов,  которые  разделяются на три большие и шесть  малых групп и связаны с определенными органами,частями тела. Даосы   предписывали   располагать этих духов в свою  пользу,  ведя чистую,   праведную  жизнь  и совершая  добрые  дела.  Кроме  того,следовало  "питать  тело",  дабы духи не  покинули его.  Если  духи остаются в теле, человек продолжает жить.
     Помимо    этих  духов   в теле  человека   еще до его рожденияпоселяются  так  называемые "три трупа" или "три червя". Живутони в "полях  киновари" (дань тянь): "старый синий червь" живет во"дворце нирваны"  в голове.  "Белая барышня" - в "пурпурном дворце"в груди, "кровавый  труп" - в  нижнем  "поле  киновари".Эти "черви" пытаются сократить  жизнь человека,  который их приютил,причиняя вред "полям киновари"  и стремясь  покинуть  тело человека,  так как чем раньше умрет  их хозяин,  тем раньшеони освободятся, станут "призраками" и выйдут  на волю. Поэтому даосские наставления рекомендуют как можно скорее  избавиться от  этих "червей",  истощить  их воздержанием от злаков,что является основой диетических предписаний и режимов.
     Освобождение  тела  от "трех трупов"знаменует собой завершение первого, подготовительного этапа на пути к бессмертию.

Среди  физических  средств, рекомендовавшихся даосами в поискахбессмертия,  были дыхательные  упражнения,  двигательнаягимнастика, сопровождавшиеся   иногда   приемом  лекарство,  массажем.  Большое значение   придавалось  "питанию   жизни  при помощи инь-ян",  т.е. сексуальнойпрактике.

 Наряду   с уже   упомянутой   выше"внутренней  пилюлей"  даосы рекомендовали  и внешнюю пилюлю,  приготовлением которой занималась алхимия. Как известно,даосысчитали, что употребление ряда металлов,
минералов,  растений  может  обеспечить  долголетие.ОДнако наиболее эффективны   лекарства,   приготовленные  специально.   В их основе киноварь, золото, серебро и пр. Лекарствосчиталось тем эффективнее, чем  более  оно очищено,  рафинировано. Таких  очищений или плавок, максимум  было  девять.

Как мы уже  говорили,  по представлениям  даосов, человеческий организм   - это микрокосм,  все части которого  имеют параллели  в макрокосме. Как и все в природе,он управляется силами инь и ян. Все
органы  в нем  соотнесены с пятью первоэлементами. Пятьювнутренними органами  были:  печень, сердце, селезенка, легкиеи почки. Иногда к ним  причисляли  также  перикард, головной  и костный  мозг.  Пятью
органами, как полагали, управляла сила инь. Сила ян управляла шестью"вместилищами",   или полыми  органами:  желудком, толстой  кишкой, тонкой  кишкой,  желчным  пузырем, мочевым пузырем, "тремя горящими областями"2.  Кроме  того, даосы выделяли в теле человека 12 парных каналов. По этим каналам, каксчитали даосы, перемещаются силы инь и ян. На них  размещены акупунктурныеточки, число которых в различных источниках  варьируется, но чащеуказывается число 365. Названные 12 каналов  разделяются на 23 отрезкаи связаны между собой 8 каналами, из которых  наиболее  важными считаются два - жэньмо и думо. Жэньмо содержит  силу инь, начинаетсяв промежности, проходит спереди вдоль тела вверх  и заканчиваетсяв районе нижней губы. Думо содержит силу ян, начинается от копчика, поднимаетсявверх вдоль спины, идет через затылок,  вниз  через лоб от макушкии затем заканчивается у верхней губы.

     Каждая  из  трех  частей, на которые даосы делят тело человека (верхняя  - голова  и руки,средняя - грудь, нижняя - живот и ноги), имеют   свой  центр.  Это три поля  киновари",  или "поля  пилюли",называемые  так потому,  что  киноварь  - главные ингредиент пилюли бессмертия.  Верхнее "поле киновари" находится вголове и называется "дворец  нирваны"  (нивань  гун), СРЕДНЕЕ "поле" расположено  около сердца  и называется  "пурпурный дворец"  (цзян  гун). Нижнее "поле киновари"  находится в трех  сантиметрах  ниже пупка (1.5  цуня)  и называется "океан  жизненных  сил" (ци хай). Нижнее "поле киновари" считается самым важным и в случаях, когда говорится о дань тянь без указания, нижнее  это или какое-то  другое "поле", всегда имеется в видуименно нижнее.

     Детальных описаний этих частей (за исключениемверхней, головы) нет,  но предполагается,   что  все они имеют  по девять "дворцов", расположенных   в два ряда.  В голове эти ряды дворцов  расположены горизонтально в два этажа,пять дворцов внизу, четыре вверху. Девять дворцов  груди  и живота располагаются вертикально - пять в переднем ряду, четыре в заднем.
     В голове,  в нижнем ряду, у входа находится  "дворец  светлого зала"  (мин   тан гун).   Далее за  ним  следует   "дворец комнаты новобрачных",   или "потайной   комнаты"  (дун  фан  гун) и "дворец нирваны",  называемый также "дворцомполя киновари" (дань тянь гун). Кроме   того,  в нижнем ряду  расположены  еще  "дворец  движущейся жемчужины" (лю чжу гун) И "дворец яшмового императора" (юй ди гун). В верхнем ряду  первым  спереди расположен "дворец небесного двора" (тянь тин  гун). За ним "дворец истинный великого предела" (тай цзи чжэнь гун), "дворец сокровенной киновари" (сюань дань гун), который расположен над  "дворцом  поля  киновари". Последним в верхнем рядурасположен "дворец великого августейшего" (тай хуан гун).
     В груди  входом  служит  "терем с этажами"  (лоугэ)  - трахея, ведущая в "светлый зал" и другиепомещения. Находящийся в этой части "дворец  движущейся  жемчужины" отождествляется с сердцем, "светлый
зал", находящийся в животе - селезенка.
   Три   ближайших  ко  входу  дворца (нижнего  ряда  для головы, переднего   - для грудии живота)   вместе   с боковыми  павильонами образуют три "желтых  двора" (хуан тин), центром которых для головы являются глаза,  для груди - сердце, а для живота - селезенка. Вход во дворецохраняется духами, населяющими боковые помещения. Так, уши -  это "башни"   колокола   и барабана,   с которых  объявляют   о посетителях.
     У входа  в верхнее "поле киновари", всередине лба над бровями, расположены:  справа "желтый  портик"(хуан цюе), слева - "пурпурная терраса"  (цзян  тай).  Ониохраняют  вестибюль входа "двойное поле,
охраняющее  пространство  в один цунь" (шоу цунь шуан тянь),которое расположено между бровями. Брови называются "цветочными покрывалами"(хуа   гай). Правый  глаз - западный,  или белый, дворец.  Левый  -
восточный,  или синий,  дворец.  Они  сообщаютсяс "дворцом светлого зала", за которым находится комната новобрачных" (или"потайная") со множеством  павильонов.  Сначала  идут жилище сокровенной эссенции"
(сюань  цзин шэ) и "темный  портик"  (ю цюе), затем "желтый портик" (хуан цюе) - справа и "красные ворота" (цзы ху) -слева".

Перейдем   теперь  к рассмотрению  основных даосских  способов "питания жизни", рекомендуемых для достижениябессмертия.

     Среди   многих   способов  дыхания   наибольшей   известностью пользовался способ  "эмбрионального  дыхания".  Свое  названиеэтот способ получил  потому,  что стремился воспроизвести дыханиеплода в
утробе  матери.  Даосы  учили, что плод не дышит носомили ртом, что дыхание  производится через пуповину, которую они называли"воротами судьбы"  (мин  мэнь). Всем практикующим дао рекомендовалосьовладеть эмбриональным  дыханием,  т.е. дышать  как плодв материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали,что с его помощью   можно   достичь   состояния зародыша,  изгнать  старость, "возвратиться   к истоку,   вернуться   к основе",  а это означало достижение конечной цели.
     "Эмбриональное  дыхание"  было открыто  в начале  эпохи Тан. В даосских  сочинениях оно определялось  как  внутреннее дыхание, то, которое использует  внутренний  воздух, находящийся в теле человека
изначально.  Что касается внешнего дыхания, то оно используетвоздух внешний. Существовало множество "старых", дотанских, теорий внешнегодыхания.   Так,  в небольшом  даосском  сочинении IV  в. приводится
следующий  способ  дыхания  внешним воздухом: каждыйдень на восходе солнца, повернувшись лицом на восток, следует пополоскатьрот слюной и затем  проглотить ее. После этого "поглощать воздух"сто или более
раз. Закончив  дыхательный  цикл,  следовало дваждыпоприветствовать солнце.  Поскольку,  однако, считалось, чтоне все могут дышать этим способом   с легкостью,  необходимой   для  достижения  бессмертия,
рекомендовались    подготовительные   операции:    уединившись    в приготовленном  специально   для этого  случая помещении,  лечь на удобную  постель,  принять  правильное  положение, закрыть  глаза и
задержать,   "запереть"   воздух в груди, заткнув  нос  пухом  и не разжимая рта.

вить его циркулировать по телу.
     Проиллюстрируем способ поглощения внутреннеговоздуха следующим описанием   из  "Юнь цзи ци цянь", своеобразной антологии  даосских  текстов,   входящей  в  состав   "Даоцзана":   поглощение  воздуха
заключается  в сглатывании.  Профаны сглатывают внешний воздух,люди сведущие  должны  сглатывать  внутренний  воздух (нэй ци).  Покинув "океан  жизненных  сил" (ци хай), этотвоздух поднимается к горлу. В
тот момент,  когда человек выдыхает внешний воздух через горло,надо быстро закрыть рот и "бить в небесный барабан"5, сглатывая тем самымвнутренний  воздух, что находится в это время в горле. Этот воздухс шумом  спускается,  капля за каплей, словно вода. Его мысленноведут через  пищевод,   массируют  рукой,  дабы он скорее вошел  в "океан жизненных сил" (ци хай), который называетсятакже "полем киновари" и находится  на 1.5  цуня ниже пупка.В другом месте "Юнь цзи ци цянь" уточняет,  что в момент  сглатывания воздуха  нос и рот  закрыты  и пусты.  Когда внутреннийвоздух заполняет рот, надо "бить в небесный барабан"  не менее пятнадцатираз, но лучше больше. Сглотнуть воздух надо как большой глоток воды, затемвести его сосредоточенно в живот и далее,  в "поле  киновари". На  пути внутреннего  воздуха к "полю киновари"  имеется три препятствия, или барьера: первое препятствие находится в сердце, второе- над селезенкой, третье - в нижнем "поле киновари".  Устранить эти препятствия,  провести  воздух  через них нелегко,:на это, как сказано в трактате, уходили месяцы и годы .
     После трех сглатываний,  учили даосы,"океан жизненных сил" (ци хай) наполняется и тогда воздух нужно вести повсему телу. Если речь идет  о болезни,  то воздух  следует вести к больному месту. Способ ведения  зависел  от данного конкретного индивида: одним советовали зрительно  представить двеполосы белого воздуха, мысленно следовать за этими  полосами, совершающими  свой  путь по телу. БОлее обычная
процедура  предусматривала  создание  в своем воображениигомункула, которому  и надлежало  поручить  вести дыхание, а самому оставалось мысленно следить за ним на всем пути следования.

 В  известном   сочинении  Гэ Хуна  "Баопу-цзы" (начало  IV в.) говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следуетвдыхать носом и затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение120 ударов  сердца,  после чего  осторожно  выдыхать ртом. Вдох и выдох следует производить  бесшумно  и без напряжения,так, чтобы перо, помещенное перед  носом  или  ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха,а выдыхать малое. По мере овладения этой практикой  следовало увеличить  интервал  между вдохом и выдохом до тысячи  ударовсердца, что должно было, по мнению автора, привести к омоложению старых.

 Одной из разновидностей  дыхательных  упражнений была практика "поглощения  солнечных  лучей",  дополнявшая процедуру  "поглощения дыхания  солнца  и образа солнца". Рано утром  надлежало  сесть или
стать   лицом  к  солнцу,  сосредоточиться и  "поглощать  солнечное дыхание"  45 раз,  затем 9 раз сглотнуть  слюну  и 9 раз  постучать зубами.  Процедура   "поглощения   образа   солнца" заключалась  в следующем:  утром надлежало повернуться на восток,держа в руке лист зеленой  бумаги,  на которой киноварью выведениероглиф "солнце" ( Н )* внутри квадрата.  На этом образе следовалососредоточиться, затем сглотнуть  его,  после  чего надлежало9 раз сглотнуть слюну и 9 раз постучать   зубами,  удерживая   образ   солнца   в сердце. Далее, дополнительно к этому, можно практиковать метод поглощения солнечныхлучей:  три раза в день,  обернувшись утром на восток, в полдень- к югу, под вечер в час бу - на запад. Поглотив образ красного солнцаи введя  его в  сердце,  как было описано выше, следовалопредставить, что из  сердца   к зубам  поднимаются девять  лучей,  которые  надо направить  в желудок. ДАлее  надлежало  медитировать на образе этих лучей  в сердцеи желудке,  после  чего  выводить  эти лучи вместес выдохом и сглатывать слюну 39 раз.
     В дальнейшем  эта процедура усложнилась- образ красного солнца в сердце  надлежало  заставить циркулировать  по всему телу. Прежде всего его следовало  направить в нижнее  "поле  киновари", оттуда в
левую ступню,  а затем  в правую.  Когда образ солнцапроходил через грудь, следовало заставить его осветить все пять внутреннихорганов, а затем провести  и почки,  откуда по двум каналам поднимаетсябелый
воздух во "дворец нирваны", а черный воздух - в сердце.     Согласно другой процедуре следовало концентрировать внимание на солнце, что подобно яйцу, расположенному в центре "дворца нирваны".
Затем  поочередно  надлежало  избавиться  от трех видов  солнечного воздуха:  черного,  "трупного  воздуха"; белого, "старого воздуха"; голубого,  "мертвого воздуха". Выпускаякаждый раз воздух, надлежало
концентироваться на его цвете и названии. После этого надо было тихои осторожно четыре раза вдохнуть желтый воздух, после чего сглотнуть три раза слюну.  Вслед  за этим предписывалось концентрироватьсяна
солнце,  расположенном в центре "дворца нирваны", и представить,что оно выходит  через  глаз  и  располагается перед ртом на расстоянии девяти  цуней. Закрыв глаза ненадолго, открытьих и вдохнуть сем раз
красный   воздух,   затем  сглотнуть три раза  слюну.  После  этого надлежало   подвигать  руками и ногами,  а затем поглощать  зеленый воздух. 


                                                                                                                                                             Дальше...
 



Образование на Куличках