Даосcкая практика достижения бессмертия

От администратора: представлено краткое изложение 

Пошли ссылку на нас другу:


 
 

 Описанные  выше  дыхательные  упражнения, согласно предписаниям даосских  наставников,  необходимо  было дополнительно  сопровождать двигательной  гимнастикой,  различные  виды  которой  описывались  в
трактатах   или передавались   изустно  от  учителя  ученику.  Общее название  этой гимнастики  "растягивание  и сжимание" тела (даоинь). Позже  стали  употребляться  и  другие названия:  "работа"  (гунфу), "работа, направленная вовнутрь" (нэйгун) и пр.

Для  наглядности  приведем  описание  некоторых  упражнений  из комплекса "Чжун-ли ба дуань цзинь фа" ("Блестящий метод бессмертного Чжун- ли, состоящий  из  восьми  упражнений"). Это профилактические,
оздоровительные  упражнения.  Выполняются они сидя, ноги должны быть скрещены.  Продолжительность  - по  собственному  усмотрению.  Время выполнения  - от  полуночи до полудня (т.е. время ян). Перед началом
упражнения  нужно  сосредоточиться.  Первое упражнение  предписывает стучать  зубами  и собирать во рту слюну. Сосредоточившись, посидеть некоторое  время  со "сжатыми  кулаками"8,  затем,  обхватив  руками
кунь-лунь  (т.е.  макушку  головы),  сделать  девять  тихих вдохов и выдохов,  затем подышать  неслышно  некоторое  время. После этого 24 раза  ударить  в "небесный барабан". Для этого ладонями закрыть уши,
указательными  пальцами надавливать на средние и затем соскальзывать с них,  тем  самым ударяя по затылку. Далее следует постучать зубами 36 раз и собрать  слюну. Закончить упражнение постукиванием "яшмовой
подушки"  (т.е.  затылка)  указанным  способом,  по 24 раза правой и левой рукой порознь.
     Второе  упражнение - покачивание "небесного столба" (т.е. шеи). Соединив  плотно  кисти рук, надлежит поворачивать голову то вправо, то влево, глядя при этом на плечо, по 24 раза в каждую сторону.
     Третье упражнение предписывает "красным драконом" (т.е. языком) 36 раз провести   во  рту по небу, зубам,  щекам,  накапливая  таким образом  "священную воду" (слюну), затем прополоскать этой слюной 36
раз рот, а затем тремя  глотками  сглотнуть  ее со  звуком  "гу-гу", имитируя   бурлящую   воду.  После  этого будет "ощущение  огня"  (в сердце?).
     Четвертое  упражнение  - растирание  почек.  Задержав  дыхание, потереть руки, пока не потеплеют. После этого обеими руками потереть поясницу  не  менее 36  раз. Затем руки убрать, сжать плотно кулаки.
Снова задержать  дыхание, сосредоточиться, огнем сердца зажечь "поле киновари"  (очевидно, имеется в виду нижнее "поле киновари"). "Когда почувствуете    жар  в поле    киновари,   переходите   к следующему
упражнению" .
     Даосские врачи полагали, что некоторые болезни можно излечивать потением.  Для  этого  они  рекомендовали  комплекс упражнений "пять животных",  разработку  которого приписывают знаменитому хирургу Хуа То (II в.), хорошо осведомленному, компетентному врачу, посвященному
также и во многие даосские секреты. 
   Больному   предписывалось   в  зависимости  от его  заболевания исполнить одно из упражнений, подражая какому-либо из пяти животных: тигру, медведю, оленю, обезьяне и птице.
     Приведем   описание   упражнения   "тигр":   задержать  воздух, наклонить вперед голову, плотно сжать кулаки и принять свирепую позу тигра10.  Руками  следует  медленно  поднимать воображаемую огромную
тяжесть.   Пока тело  находится  в вертикальном  положении,  следует "запереть"  воздух,  а затем сглотнуть его и провести вниз в брюшную полость,  заставив тем самым "священный воздух" переместиться сверху
вниз  и произвести  в  брюшной  полости  звук,  подобный  грому. Это упражнение  предписывалось  сделать  семь  раз.  Считалось,  что оно приводит в гармонию воздух и пульс, предотвращая все болезни.
     Упражнение  "обезьяна" предписывалось делать следующим образом: остановить  дыхание,  принять позу обезьяны, взбирающейся на дерево.
Рука словно  бы держит плод,  ступня  поднята.  На пятке другой ноги повернуться  и заставить "священный воздух" циркулировать, удерживая его  в брюшной  полости (очевидно, в нижнем "поле киновари"), до тех
пор, пока не выступит пот.
     Комплекс  для  четырех  времен  года состоит  из 24 упражнений, соответствующих   24   сезонам,   которые   начинались   первого   и пятнадцатого  числа  каждого  из двенадцати месяцев года. Упражнения
названы  по наименованиям  соответствующих сезонов. Например, первая половина первого месяца называется "начало весны", а первая половина второго месяца называется "пробуждение насекомых". Так же называются и упражнения,  которые  надлежало  выполнять  в эти отрезки времени. Весь   комплекс    подразделен,    кроме   того,  на четыре  группы, соответственно временам года.
     Главным  органом  трех весенних месяцев даосы считали печень, а ее символом  - дракон. Главным органом трех летних месяцев считалось сердце,  а красная птица (феникс) была его символом. Главным органом
осенних  месяцев  были легки,  а символом  -  тигр.  Почки считались главными  во время зимних месяцев, а символом была черепаха, обвитая змеей.   Соответственно    в  каждое    из  четырех   времен года  и
дополнительно   к основным  24 упражениям  следовало  выполнять  еще упражнения,  направленные  на  укрепление  органа, доминировавшего в данное время года.
     Вот   несколько   примеров   из этого  комплекса   (большинство упражнений выполнялось сидя).
     Сесть,  скрестив  ноги. Закрыть ладонями уши. Локти расставить Делать   наклоны  вправо и влево  "трижды  по пять"  раз  (очевидно, имеется  в виду,  что надо  делать  наклоны в одну сторону пять раз,
затем  пять  раз в другую  сторону,  и повторить  все это три раза). Затем  постучать   зубами,   подышать,   сглотнуть   слюну.  Тут  же перечислялись   болезни,   от которых  излечивает  выполнение  этого
упражнения.  В данном случае  это ревматизм,  астма,  одышка  и т.п. Описанное  выше  упражнение  надлежало  выполнять с пятнадцатого дня восьмого месяца и до конца его.
     С  первого     до  пятнадцатого     дня одиннадцатого    месяца предписывалось  выполнять  следующее упражнение: стать прямо, колени напрячь,  руки  отвести в стороны и поочередно топать ногами, каждой
по семь раз,  повторив  смену  ног пять  раз.  После этого постучать зубами,  подышать,  сглотнуть  слюну.  Перечислены  многие  болезни, такие, как  астма, кашель, ухудшение зрения, чувство страха, сухость
во рту, желтуха и т.д. 
   Тигр почитался  китайцами  царем диких зверей, сильнейшим среди четвероногих.  Они  верили,  что он живет  тысячу  лет,  а достигнув возраста в пятьсот лет, делается белым. Когти тигра и пепел от шкуры
носили   в качестве   амулета.   Понятно  поэтому,  что  упражнениям комплекса  "тигр"  даосы  придавали  важное  значение. Упражнение из этого комплекса,    называвшееся    "тигр,    прыгающий    в горах",
предписывало  сделать  24 прыжка  в разных направлениях, возвращаясь при этом после каждого прыжка в исходное положение. Упражнение "тигр выходит из пещеры" предписывало передвигаться на четвереньках вперед и назад по 12 раз  в каждом  направлении.  Упражнение  "изогнувшийся тигр" рекомендовало сделать 24 раза подряд стойку на руках, свободно согнув ноги в коленях.
     Дракону,  также  почитавшемуся  китайцами,  был посвящен другой специальный  комплекс,  состоявший  из 12  упражнений:  "дракон бьет лапами  по земле",  "дракон  качает  хвостом", "дракон трет голову",
"дракон боится огня" и т.п.
     Существовал  еще  комплекс,  где каждое упражнение было названо именем  одного  из даосских божеств или бессмертных и сопровождалось принятием различных лекарственных средств, рецепт которых приводился тут  же.  Так,  упражнение "Ли Тегуай указывает Путь" предписывалось для лечения паралича. Приняв устойчивое положение, надлежало поднять правую руку, указывая ею вправо. Взгляд следовало направить при этом влево.  Сделать  24 глотка11,  заставив  воздух циркулировать. После этого сделать шаг вперед правой ногой.
     Для  иллюстрации   приведем   рецепт  "порошка,  приводящего  в гармонию  ци", который  надлежало принимать, выполняя описанное выше упражнение:  смешать  равное количество (примерно по 4 г) хвойничка,
линдеры,  плеуроспермума, корня дудника, эглы, апельсиновой кожуры с солодкой,  сушеным имбирем, ширококолокольчиком (около 2 г каждого).

   Принимать с кипяченной водой, настоенной на 3 ломтиках имбиря.      Упражнение    "Бессмертная    Хэ Сяньгу   поднимается   в небо" выполнялось  сидя:  слегка  наклонившись, следовало руками обхватить
колени  на уровне  пупка.  Поднимать  и опускать с силой попеременно правую  и левую  ноги  девять  раз.  Заставить воздух циркулировать, сделав 24 глотка.      Выполняя  это  упражнение, следовало пить очень соленую воду12, чтобы вызвать  рвоту.  Считалось,  что это упражнение  помогает  при почечных коликах, избавляет от камней.

     От камней  и песка  в почках  даосы  рекомендовали также другое упражнение из этого цикла - "Бай Юйчань подобно тигру хватает пищу". Выполнялось  оно так: лежа на животе,  с силой  поднять вверх руки и
ноги. Двенадцатью  глотками  заставить  воздух  циркулировать, затем двигать  руками и ногами "трижды по пять" раз, соответственно правой ногой и рукой, а затем левой рукой и ногой. После этого сесть строго
вертикально,    сделать    14 глотков,    чтобы   заставить   воздух циркулировать.  При этом упражнении  предписывалось  пить лекарство, которое  изготовлялось из красной глины и квасцов, которые надо было
истолочь, смешать с холодной водой, дать осесть и принимать.
     Для лечения люмбаго (болей в пояснице), болей в брюшной полости и в ногах даосы рекомендовали упражнение "Цао Гоцзю снимает сапоги". Надлежало  стать  устойчиво,  поднять  правую руку, как бы собираясь влезть  на ограду.  Левая  рука  при  этом свободно свисает. Поднять правую   ногу,  сделать   шаг  в воздухе,  не опуская  ее на землю и оставшись  стоять  на левой  ноге. Заставить воздух циркулировать 16
раз.  Те же движения  выполняются и в другую сторону - левой рукой и ногой.
     Для  восстановления  сил предписывался отвар, приготовленный по следующему   рецепту:   взять   по   4 г горичника,  плеуроспермума, атрактилиса,  корня  дудника,  ариземы,  лигустинума,  "божественной
закваски",   по 3 г кардамона,  ломоноса,  коры кассии,  добавить  3 ломтика имбиря

   Перейдем к рассмотрению еще одного способа,  с помощью  которого  даосы надеялись достичь бессмертия, а
именно - сексуальной практики.

Главной целью упражнений для "питания жизни с помощью инь и ян" было сохранение возможно большего количества семенной жидкости цзин, приобретение   жизненной   энергии   партнера.   В "Юнь цзи  ци цян"
говорится,  что семенная  жидкость  содержится  в семенных пузырьках ("домах",   "комнатах"   цзинши)   в нижнем   "поле   киновари".   В соответствующей  части  женского  организма собирается менструальная
кровь. Согласно предписаниям даосских авторов, с помощью сексуальной практики надлежало увеличить количество жизнетворной эссенции цзин и всячески  избегать  расходовать, а тем более утратить её. Считалось, что систематические  питание  силы  ян  в мужчине за счет силы инь в женщине  обеспечивает  мужчине  здоровье, долголетие и дитя мужского пола.  Соответственно   здоровья  и  долголетия  достигает  женщина, питающая свою силу инь за счет силы ян мужчины.

Практикующим "питание жизненного принципа" соединением инь и ян даосские   наставники   предлагали   два  основных  способа:  coitus reservаtus  (прерванный  половой  акт) и "возвращение семени" (хуань
цзин).
     Первый способ  предполагал  многократные  coitus  reservatus  с непрерывным  рядом партнеров  для питания  силы ян возможно  большим количеством  инь.  Наиболее  простая  процедура  из трактата "Юй фан
чжияо"   ("Руководство   для  яшмовых  покоев")  приведена  в работе А.Масперо.  Тут  описаны  подготовительные ласки и техника любовного соединения,  говорится  об избавлении  от всех  болезней и продлении жизни  того,   кто способен   в течение   суток  осуществить  coitus reservatus  на протяжении  двенадцати  копуляций,  при этом  следует сменить  последовательно  возможно большее число партнеров. "Если за одну ночь    сменить    десять    партнеров,    это высшая   степень
превосходства" .
     Другой  способ ("возвращение  семени) заключался в том, чтобы в момент  эякуляции  сдавить уретру. При этом семя отводится в мочевой пузырь,  откуда  затем выводится с мочой. Даосские практики, однако,
считали,  что  тем самым можно заставить семенную жидкость подняться вверх,  чтобы питать  ею мозг.  Поэтому  этот способ  назывался  еще "заставить семя вернуться и питать мозг" (хуань цзин бу нао).

 В небольшом  сочинении  V в. из антологии "Юнь цзи ци цянь" говорится, что приступать к этим занятиям надо "в день кай или чу первой декады месяца, когда они будут совпадать с днем цзя-цзы шестидесятидневного
цикла  в час  живого  воздуха  после полуночи", при этом нельзя быть пьяным,   грязным,  отягощенным  пищей,  ибо нарушение  этих условий порождает болезни. Необходимо "совершенной медитацией" отрешиться от всех  посторонних  мыслей.

 Согласно  бессмертному патриарху  Пэн-цзу  надо соблюдать  три запрещения:  нельзя  "питать жизненный   принцип   с  помощью  инь и ян" о время больших  ливней, сильного   ветра,  грома и молний,  затмений  и землетрясений  - это запрет  НЕба.  Запрет человека  - при опьянении,  отягощении  пищей, чрезмерной  радости  или грусти,  будучи  в страхе или гневе. Запрет земли  предписывал  избегать  мест, где есть гора, река, алтарь бога Земли, очаг. Нарушившие  эти запреты  заболеют,  а дети, зачатые при этом, погибнут. °уществовали дни, в которые запрещалось практиковать "питание  жизни",  в их числе дни цзянь, по, чжи, дин, последние дни лунного  месяца,  шесть  дней дин  и шесть дней бин, пятнадцать дней перед зимним и летним равноденствием, дни смены четырех времен года, шестнадцатый день пятого месяца, когда соединяются Небо и Земля.



                                                                                                                                                            Дальше...