Даосcкая практика достижения бессмертия

От администратора: представлено краткое изложение 

Пошли ссылку на нас другу:


 

Описанные  выше способы достижения бессмертия предполагали, что практикующие  посвящают  себя целиком и полностью конечной цели, для достижения которой они не жалеют ни сил, ни времени, и хотя им нужен мудрый  наставник,  основной  упор  делался  на собственные силы для того, чтобы совершенствовать собственную природу, которая, как учили даосы,  заложена   в каждом  человеке  изначально  и дана ему Небом.
Алхимия   - еще один  способ,   практиковавшийся  даосами  в поисках бессмертия  и  разделявшийся  на два направления, резко отличавшихся одно  от  другого.   ОДно  занималось   совершенствованием   природы
человека,  "выплавлением" пилюли бессмертия в теле самого человека и примыкало  тем  самым к разряду  методов и процедур, описанных выше.
 ("Внутренняя  пилюля"  (нэй  дань), т.е. пилюля, выплавленная внутри тела). Другое направление занималось выплавлением или приготовлением лекарств   из различных   растений,   металлов,  минералов,  которые
надлежало   принимать   для продления   жизни  и обеспечения  вечной молодости;  это "внешняя  пилюля"  (вай  дань), т.е. пилюля, которую приготовили, а затем ввели в организм.

Как  полагали  даосы, "внутренняя пилюля" выплавляется в нижнем "поле киновари",  которое  считалось  важнейшим  из  трех. Место его нахождения даосы точно не указывают, а говорят лишь, что расположено
оно в "трех цунях ниже пупка", или в "двух цунях ниже пупка". Другое его название  "океан воздуха", или "море жизненной силы" (ци хай). В нем  хранится  цзин, животная сила, а вовсе не ци, как можно было бы
ожидать  по названию.  Ци хранится  в  среднем  "поле киновари", под сердцем.  Сердце  даосы  называют  "пурпурным  дворцом"  (цзян гун), поэтому  среднее "поле киновари" называют также "пурпурным дворцом".
Верхнее  "поле  киновари"  даосы располагают между бровями, называют его  "дворец  нирваны" (нихуань), а также "океан мозга" (нао хай). В нем хранится шэнь.
     В "Книге  киновари"  можно  встретить  следующие  определения и наставления:    "изначальное    ци в  сердце  называется   драконом, изначальное  цзин в теле называется  тигром",  "дракон - это сердце,
тигр  - это  почки",  "сначала  из цянь и кунь сделай тигель и печь, затем  возьми  лекарство ворона и лекарство зайца и вари" (ворон это ян, заяц - инь)
     Как  мы уже писали,   сексуальной   практике   даосы  придавали исключительное  значение.  В выплавлении "внутренней пилюли" питание ян за счет  инь играло    большую    роль.   Согласно   терминологии сексуальной  мистики,  ян это шэнь,  расположенный  в верхнем  "поле киновари$  и называемый  также одной из "трех драгоценностей", одним из  "трех цветков", "трех лекарств". Инь - это цзин, расположенный в нижнем   "поле   киновари",   изначальный  ингредиент,  из  которого "выплавляют"  шэнь. Вместе с ци они составляют остальные два цветка, два  лекарства,  две драгоценности.  Соединение  их в конечном итоге приводит   к "выплавлению"   шэнь, который  представляется  "красным солнцем".  В многочисленных  книгах о "выплавлении" пилюли авторы их иносказательно   употребляли   наименования   металлов,   минералов, триграмм  и гексаграмм, подразумевая под ними различные органы тела, участки его, стихии и силы, заложенные Небом, процессы, происходящие в нем.  А   невежественные   люди,  понимая  изложенное  в трактатах буквально,н  плавили обычный свинец и ртуть, изготовляли лекарства и отравляли  ими себя  и других. Истинная же пилюля добывается в "поле киновари"  из истинного  цзин и истинного ци и называется "настоящим светом",  "специальным  светом", "изначальным светом", "возвращающей пилюлей" (чжэн ян, чжуань ян, юань ян, хуань дань). Такие выражения, как  "девятислойный     способ    выплавления    пилюли",    "девять оборотов-плавок    создают   пилюлю",   "семь  возвращений,   девять оборотов",    "возвращающая    пилюля   девяти   оборотов"   и т.п., встречающиеся    во  множестве   в даосских   сочинениях,   означают "возвращение  к основе",  "возвращение к истоку", а под этим, в свою очередь,  подразумевается  "возвращение  истинного цзин, ци и шэнь к прежнему небу", т.е. слияние с пустотой, обретение бессмертия.

     И на этом  пути поисков бессмертия роль наставника велика. Ведь желающие  достичь  бессмертия - всего лишь смертные люди, им нелегко самостоятельно  достичь  цели.  Наставления  учителя  приведут к ней
скорее,   и сил  будет   затрачено  меньше
Любопытно  рассуждение Гэ Хуна о том, что для практикующего дао и желающего   обрести   бессмертие  вовсе не  обязательно  оставлять занятия литературой и политическую карьеру, отказываться от радостей
жизни.  Как полагает  Гэ Хун,  для выдающейся личности не составляет труда совмещать оба занятия - заниматься "питанием жизни" приватно и посвящать себя общественным делам на службе. Такой человек преподает шесть  конфуцианских книг обычным людям, а рецепты "питания жизни" - тем, кто может понять их.

  Основываясь    на традиционных   комплексах,   а также  древних даосских  дыхательных и двигательных упражнениях, таких, как даоинь, нэйгун,  а также шэнь хуси "глубокое дыхание", туна фа "метод выдоха
и вдоха",  цзин  цзо хуси  ян шэн фа "метод питания жизни дыханием в тихом  сидении",  Лю  Гуйчжэнь  разработал  дыхательные  упражнения, которые   он разделил  на три комплекса.  Это "лечебные  упражнения"
(нэйян    гун),   "укрепляющие    упражнения"    (цянчжуан   гун)  и "оздоровительные упражнения" (баоцзянь гун).

 Для  наглядности    приведем    описание   одного  из "лечебных упражнений":  приняв  нужное  положение, приступать к дыханию носом. Сначала  одну-две  минуты  дышать обычно, затем - произнося про себя
фразу,  состоящую  в начале занятий из трех слогов. При произнесении первого   слога  делают вдох,  при  произнесении  второго  - дыхание задерживают,  при прознесении  третьего  - делают  выдох. Постепенно
количество произносимых слогов увеличивают, доводя их до девяти. При этом  при прознесении первого слога делают вдох, последнего - выдох, при произнесении  промежуточных  слогов  дыхание  задерживается. При вдохе  кончик языка  должен  упираться  в небо. Подержав его в таком положении  некоторое  время,  опустить, одновременно выполняя выдох. Дышать надо естественно, свободно
     Важной   процедурой  при выполнении  дыхательных  упражнений  и является  концентрация  внимания  на нижнем "поле киновари", как и в упражнениях,  рекомендовавшихся даосскими наставниками, о которых мы
говорили выше. Следующий этап - научиться медитировать, "погружаться в покой". Это требует  продолжительной тренировки и терпения.

 Некоторые  упражнения "оздоровительного комплекса" очень близки дыхательным   упражнениям   из древних   даосских  руководств.  Так, например,  упражнение для ушей, выполняемое для избавления от шума в
ушах, головокружения,  головных  болей,  профилактики  потери слуха, представляет  собой  не  что  иное, как "игру на небесном барабане", часто  фигурирующую  в даосских  рекомендациях. Это же относится и к
упражнению     для   укрепления    зубов,    при котором    следует, сосредоточившись,  стучать  зубами  (не  слишком  сильно), а также к упражнению  для языка,  при котором  языком  следует собирать во рту
слюну, омывать ею рот, а затем сглатывать тремя небольшими глотками, проводя слюну в нижнее "поле киновари". Считается, что эта, знакомая нам по даосским  руководствам, процедура избавляет от горечи во рту,
от оскомины,  боли  в горле,  увлажняет  желудочно-кишечный  тракт и способствует пищеварению

    Для  улучшения   сна,  аппетита,   работоспосности  Лю Гуйчжэнь рекомендует  воспользоваться  двумя  способами,  полученными  им  от даосского  учителя Ли. Это "способ девятикратного дыхания" и "способ
удержания воздуха в поле киновари"

Подводя  итог изложенному, нельзя не заметить, что устойчивость традиций  донесла из глубины веков целый ряд положительных знаний из области  китайской народной медицины, фармакологии, гигиены, зачатки
современной    химии,    которые   "законсервировались"   в даосских рекомендациях,  наставлениях,  процедурах, прикрытые слоем мистики и суеверий.