Пошли ссылку на нас другу: |
Упражнение 1.1 . Тренировка ритма внимания . В удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувствовать каждый миллиметр. Смотреть толь- ко на кисть (можно моргать) . Если внимание пытается "уйти" , постарайтесь его вернуть . Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове ? Мысль есть энергия . Когда энергия не спокойна , а "носится" в хаосе , то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого ре- зультата . Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состо- яние легкости и свободы . Нужно начинать выполнять упражнения с 5 — 7 секунд , пос- тепенно доводя до 10 минут. В сумме в день Вы должны зани- маться этим упражнением 10 минут . Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения , в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.).Уп- ражнение освоено ,когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая , столько, сколько хотите . Постепен- но Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет сос- тавлять особого труда. Упражнение 1.2 . Запечатление — стирание . Найдите приятный Вам предмет, или безразличный . Смотрите на него неотрывно в течении 3 — 5 секунд, стараясь "сфотогра- фировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течении 3 — 5 се- кунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь вы- дыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая ,выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3 — 5 раз меняйте способ запечатле- ния-стирания ,скорость, ритм. Постоянно ищите и находите но- вые способы и вместе с ними состояния удивления и озарения . Это позволит очень быстро двигаться вперед . Занимайтесь це- лый день по нескольку минут маленькими отрывками . Не назна- чайте себе твердого , конкретного времени дня, не откладывай- те удовольствие . Учтите, что попытка четко утвердить строгое время занятий редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъема. Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и дово- дите до 50 раз . Ваша задача — научиться по желанию "повто- рять" образ в воображении и "стирать" его . Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут . Лучше , если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше предложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тренинг. Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении часть тела, помогайте себе ощущениями в руке — почувствуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем : в голове в момент выполнения упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна "пустой". Упражнение 1.3 . Запечатление — удержание. В течении трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голо- ве смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела ). Затем зак- ройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответству- ющий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной. Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая с оригиналом. Не забывайте каждый новый раз выполнять по-друго- му, не допускайте однообразных повторов. С каждым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и под- нимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень. Основные задачи упражнения : проработать (прочувствовать) все части тела , достигнув не менее, чем четвертого уровня по шкале воображения . Когда Вы четко научились видеть запечат- ленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению . В течении 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 градусов и смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале вооб- ражения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, переходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда полу- чится с картинами , переходите к отдельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению . Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте а воображении до мельчайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффек- тивность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно. Упражнение 1.4 . Остановись , мгновенье . В течении дня Вы имеете множество возможностей упражнять- ся. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на карти- ну перед глазами и закройте их. Постарайтесь восстановить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан под- робнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает , пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. Постарайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Тренируясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при жела- нии, их воспроизводить . Например : художник, поэт, компози- тор сможет воспроизвести и удержать состояние вдохновения . Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". При- чем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны ис- чезнуть. Тренируйтесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержания снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение от- дыха и свежести в голове. Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, Вы получите возможность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепен- ного погашения "мозговых шумов" , которые излишне перегружают Ваш мозг. Упражнение 1.5. Мгновенное фото. Kогда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.д.,закройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течении 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое 'мгновенное фото' и удерживать его в воображении столько, сколько захоти- те. Потренировавшись некоторое время с закрытыми глазами, пе- реходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, посмотрев на 'фото',видеть (и отвернувшись) на любом фоне за- поминаемую картину. Упражнение 1.6. Живая фотография. Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберете прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас по- лучилось 'мгновенное фото', но Вы постарайтесь не останавли- вать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда продолжает двигаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 1-2 недели, Вы сможете ожи- вить 'картину' и постепенно уменьшить количество ошибок при сравнении с действиями идущего. Упражнение 1.7. Манипуляция 'фотографией'. Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача ус- ложняется. Сфотографированные предметы нужно по своему жела- нию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее оп- ределенном направлении. Тренируйтесь до тех пор,пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения. Упражнение 1.8. Фигуры. Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру.Посмотрев, Вы закрываете глаза и стара- етесь посчитать количество.Затем открываете глаза и выклады- ваете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигу- ру.Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.По мере тренированности за- поминаете разноцветные спички или палочки(количество,место расположения и цвет).Переходить к следующему упражнению можно в случае,если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек. Упражнение 1.9. Умение видеть главное и особенности. Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша зада- ча-выкладывать из спичек ассоциации,которые они у Вас вызыва- ют.(Hапример,трактор может вызвать ассоциации,соответствующие ломанным линиям от звука 'р-р-р').Спички можно ломать, класть в любом положении.Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ва- ша задача после того, как закончили диктовать слова по сос- тавленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается ко- личество слов. K следующему упражнению можно переходить в случае,если Вы можете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд. Упражнение 1.10. Обработка состояния 'пустоты' в голове и яркости воображения. Выберете предмет или точку. Он должен у Вас вызывать при- ятное или безразличное отношение. Смотрите на него, не о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая,сколько это будет воз- можно, впитывая в воображение предмет. Kак только почувствуе- те,что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закрывайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения пред- мета. Секрет упражнения заключается в следующем: когда у че- ловека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый 'шум' имеет высокий уровень.За счет этого 'шума' человек ус- тает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, информацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яркости воображения. Упражнение 1.11. Запоминание слов. Hиже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ. Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Hачните с 20 слов и интерва- ла между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличить нагрузку путем постепенного увеличе- ния числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 сек. Число запомнившихся в процессе тренировок слов необходи- мо довести до 2000. Опыт показывает — такой способ дает хоро- шие результаты. Позднее попросите, чтобы Вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т.д. Перед тем, как запоминать, давайте подведем итог получен- ным навыкам и знаниям: 1. Образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении. 2. Они должны быть в движении. 3. связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе 'похожести'. Итак попробуйте запоминать следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет,тет- радь,носки,воздух. ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов: Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, ко- торая стекает вниз, превращаясь в целую РЕKУ.Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край — получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз — разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять — не получается. Тогда отк- рываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дож- дя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватае- тесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, — 12 - Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикреп- ленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превраща- ясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сто- рону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпи- чей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ. Данное упражнение осваивается в сочетании с предыдущим из первого раздела. Упражнение 1.12. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания). Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взле- теть, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запомина- нии определяется присутствием в образе большего обьема перво- го слова. Выше Вы познакомились со способом связки слов через рассказ. В дальнейшем будете знакомиться с новыми методами связки, которые нужно будет постоянно отрабатывать, выбирая для себя наиболее приемлемые, удобные. Идеальный вариант - это синтез всех приемов. Постарайтесь связать по два слова с помощью сокращения. Всего для выработки умения (знания — уме- ния — навыков) нужно связывать примерно 100-150 пар. Параллельно продолжайте тренировки с запоминанием слов. Дове- дите их до 100 пар и только после этого переходите к следую- щему упражнению. Упражнение 1.13. Оживление (метод запоминания). Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. те- перь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупраж- нявшись с живыми существами, переходите к оживленным предме- там по той-же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Всего "оживить" Вам предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно предс- тавлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предме- тами. Упражнение 1.14. Взаимодействие с образами (метод запоминания) Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (5-6 предложений), представляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Предс- тавьте, что этот предмет — Вы, и начинайте составлять расс- каз, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подгото- вить 20-30 слов, из которых и составляйте рассказ. Представьте, что Вы на основании "похожести" : цвета, ка- ких-либо общих черт, формы, тяжести материала и т.д. перетек- ли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению. Упражнение 1.15. "Перетекание" Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похожесть? Одинако- вый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощуще- ния, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. До- ведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1,5-2 часа. Попросите, чтобы Вам сначала медленно (с паузой в 20-30 секунд) диктовали слова или двига- ли слайды. Возвращаться, повторять слова во время их запоми- нания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз — книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страни- цы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того-же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть). Та- ким образом нужно связать не менее 50 пар для наработки уме- ния (знание — умение — навык). Упражнение 1.16. Метод Цицерона. Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расс- тавляете их на заранее запомненных обьектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному обьекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминае- мую информацию. Правила запоминания : а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места; б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких; в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.