Искуство гипноза


Пошли ссылку на нас другу:


"Якорная" техника

Я уже говорил, что эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование являются в значительной степени хорошим продолжением работ И. П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности. "Якорная" техника имеет прямое отношение к условным рефлексам. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и НЛП называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса. В русскоязычную литературу по эриксонианскому гипнозу и НЛП термин "якорь" в его вышеописанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП Инесса М.Ребейко. Давайте вспомним, как формируется условный рефлекс. Голодная собака видит пищу, в этот момент у нее начинает выделяться слюна и желудочный сок -- и в этот же момент звенит лабораторный звонок. Если сочетание "вижу пищу -- слышу звонок" повторяется несколько раз, то появляется устойчивая связь -- на звук звонка собака отвечает так же, как на вид пищи (слюноотделением и выделением желудочного сока). Эта устойчивая связь называется условным рефлексом, а нейтральный ранее стимул -- звонок -- становится значимым стимулом, запускающим все сопутствующие рефлексу реакции. В терминах эриксонианского гипноза мы назовем звонок "положительным пищевым якорем" для собаки. ("Якорь" называют положительным, если он способствует развитию реакции или связан с положительными эмоциями, и отрицательным, если он способствует угашению определенной реакции или связан с отрицательными эмоциями). Человек отличается от других животных, в частности, тем, что условный рефлекс у него формируется часто после первого предъявления какой-то последовательности событий. Так, человек, подвергшийся нападению на темной улице, начинает бояться темноты или хождения по этой улице. В сексологической литературе я встретил описание такого случая: во время первого полового акта юноша укололся случайно булавкой, которую его партнерша оставила в одежде; после этого он мог получить половое удовлетворение только в том случае, если его кололи булавкой в течение полового акта. По этому поводу мы скажем, что укол булавкой стал для того юноши "положительным сексуальным якорем". В повседневной жизни мы встречаемся с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов. Например, у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют "нашей мелодией" -- они просто слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности, но теперь она стала для этой пары "положительным аудиальным (слуховым) сексуальным якорем"; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувство влюбленности по механизму условного рефлекса. "Отрицательным аудиальным музыкальным якорем" для большинства из нас служит похоронная музыка -- стоит нам ее услышать, и наше настроение понижается, хотя мы не осознаем, что причина такого понижения настроения -- какие-то другие похороны, на которых мы присутствовали давным-давно и чувствовали боль потери... В роли "якоря" может выступать то, что мы видим (чье-то лицо, характерный жест, картина и т. п.),то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем (прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль и т. д.), В терминах НЛП "якоря" подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические. Искусство применения "якорей" при использовании транса и манипуляции сознанием основывается на удачно выбранном моменте для постановки "якоря", удачно выбранном типе "якоря" и удачном воспроизведении уже поставленного "якоря".

Практикум по "якорной" технике.

(Примечание: далее в тексте слово "якорь" в вышеописанном значении дается без кавычек). Жена пришла домой очень раздраженной, взбудораженной -- неважно, по какой причине. Муж встречает ее, обнимает за плечи и говорит: "Здравствуй, дорогая". Через некоторое время жена успокаивается, отвлекается чем-то; в это время к ней подходит муж точно так же, как раньше, обнимает за плечи и говорит: "Пойдем в кино?" И получает на это совершенно нелепую реакцию агрессии: "Да пошел ты со своим кином!" Что произошло? Характерное прикосновение, объятие подсознательно связалось с чувством злости -- и будучи воспроизведенным в точности так же, как в первый раз, вызвало то же чувство. Объятие стало якорем для вызывания чувства злости в этом примере. Для того, чтобы якорь вызвал реакцию, ради которой его поставили, нужно соблюсти ряд условий. Первое: якорь должен быть поставлен на высоте переживания. Второе: якорь должен быть воспроизведен максимально точно. Третье: самыми надежными являются кинестетические якоря, прикосновение обязательно воспринимается подсознанием. Проведем небольшую иллюстрацию. Олег, ты можешь сейчас вспомнить что-нибудь радостное? Например, встречу с любимой девушкой? Вспомни, как это приятно... (Олег начинает улыбаться, в этот момент ведущий семинара прикасается к его левому запястью). Я рад, что ты так легко можешь получить удовольствие (повторяет прикосновение к запястью). Давай проведем светский разговор... О погоде, например. Холодно сегодня, правда? (Олег кивает). Может, поговорить о том, какие нынче цены (Олег нахмурился) -- высокие цены, да? (Повторил прикосновение к левому запястью Олега). Трудно жить при таких ценах? (Олег согласно кивает, начиная улыбаться). А чего ты улыбаешься? (повторяет прикосновение к запястью, Олег начинает смеяться). Итак, я предложил Олегу погрузиться в приятные воспоминания, дождался его улыбки и поставил кинестетический якорь. В дальнейшей беседе я вернул, заново задействовал этот якорь -- и цены вызвали у Олега радостный смех.

Предположим, вам понадобилось закрепить у партнера чувство неуверенности, и вы знаете, что это чувство возникнет при разговоре об X. Начните разговор об X, постукивая пальцами по столу... Когда вы перейдете к другой теме, где он будет уверен в себе, а вам понадобится его неуверенность -- постучите пальцами по столу и получите нужное вам состояние партнера. (Это, кстати, типичный прием следователя: человек почти обязательно зайдет в его кабинет с чувством неуверенности, которое надо закрепить подходящим якорем и вызывать по мере надобности использованием этого якоря). Женщинам я порекомендую варианты якорной техники из репертуара ведьм и колдунов. "Приворотное зелье" по-эриксониански... Дождитесь момента, когда ваш муж или сексуальный партнер испытывает наибольшее возбуждение, наивысшее желание. Придумайте какой-нибудь якорь для этого переживания (особый взгляд, жест, прикосновение). Когда вам покажется, что мужчина "остыл" к вам -- задействуйте якорь, и посмотрите, что получится. Еще один вариант. Как заставить кого-то влюбиться в себя? Поговорите с ним о том, что когда-то он был влюблен (или сейчас влюблен) в другую женщину. Дождитесь наивысшего переживания эмоций, подходящей мимики, дыхания -- и поставьте якорь на эту ситуацию. Через некоторое время поговорите с ним на любую нейтральную тему. Потом заговорите о себе -- и задействуйте якорь. Выберете таким образом его влюбленность, изымаете ее из прежнего контекста и переводите на себя -- думаю, у вас хватит сообразительности на то, чтобы использовать вдруг появившийся к вам интерес. Работа с партнером в якорной технике потребует от вас несколько специфичной наблюдательности. Вам нужно научиться замечать момент наивысшей погруженности партнера в нужное вам переживание. Здесь следует учитывать такие вещи. Первое: обязательно обращайте внимание на несловесные проявления эмоций (в основном, это мимика и дыхание). Второе: обращайте внимание на глазодвигательный стереотип. Каждому переживанию соответствует строго определенная последовательность движений глазных яблок -- запомните, какова она в момент наивысшего переживания (то есть тогда, когда нужно ставить якорь). Если затем, в ходе нейтральной беседы, вы для проверки оживляете поставленный якорь и не получаете той же последовательности движений глазных яблок, того же глазодвигательного стереотипа, который был при погружении в то переживание -- значит, якорь не действует, придется повторить его постановку. Для развития такой наблюдательности вы сделаете упражнение.

Упражнение No16. Выполняется в группах по трое. Партнер А выбирает в своем внутреннем опыте три любых отличающихся друг от друга переживания (именно отличающихся: если вы возьмете три разных формально, но одинаковых по существу переживания, то вашим партнерам будет трудно: поэтому не берите воспоминание о завтраке, обеде и ужине в качестве примера трех разных переживаний -- здесь больше подходит, скажем, воспоминание о том, как бежал стометровку, как готовил обед, и как лежал на диване). Партнер А по очереди погружается в эти переживания, обозначая их, как "состояние No1", "состояние No2"и "состояние No3". Партнеры Б и В внимательно наблюдают за тем, какая мимика, какое дыхание и какой глазодвигательный стереотип соответствуют каждому из этих трех состояний. На втором этапе упражнения партнер А вновь погружается в те же переживания по очереди, но в другом порядке (например, он может сначала погрузиться в переживание No2,потом в переживание No1, потом -- в переживание No3). Задача партнеров Б и В-- определить, в каком порядке партнер А погружался в свои переживания на втором этапе упражнения, используя только сделанные на первом этапе наблюдения за мимикой, дыханием, глазодвигательным стереотипом.

Упражнение No17. Выполняется в парах. Партнер А выбирает два переживания из своего жизненного опыта и сообщает их содержание партнеру Б. Партнер Б словесно помогает партнеру А погрузиться в каждое из этих переживаний, закрепляя переживание No1 каким-то кинестетическим якорем No1 (прикосновение к правой руке, правому бедру), а переживание No2 -- якорем No2, поставленным на симметричную сторону тела (прикосновение к левой руке, левому бедру). Задача партнера Б на этом первом этапе -- помочь партнеру А достичь наилучшей погруженности в переживания, чтобы поставить каждый из якорей на высоте переживания. Второй этап упражнения заключается в том, что партнер Б в нейтральной беседе "оживляет" периодически якоря NoNo 1 и 2, обращая внимание на максимальную точность их воспроизведения (прикосновение к той же точке, с той интенсивностью давления). Задача партнера Б на втором этапе -- вызвать у партнера А все несловесные реакции (мимика, дыхание, глазодвигательный стереотип), которые соответствуют переживаниям NoNo 1 и 2, при оживлении якорей NoNo 1 и 2. После выполнения упражнения партнеры меняются ролями.

Существуют варианты якорной техники для работы с самим собой. Ну, самый простой пример, пожалуй, -- это применение якорей для запоминания. Когда вы рисуете крестик на ладони или завязываете узелок на платке, вы тем самым создаете визуальный якорь для запоминания того, что вам предстоит сделать. Но применение собственных якорей более многообразно. Так, вы можете закрепить каким-то якорем нужное вам состояние. Если вы, скажем, привыкли получать чувство бодрости от чашки кофе, то в следующий раз, когда будете пить кофе, ущипните себя за мочку уха. Повторите постановку такого якоря на чувство бодрости -- и в будущем используйте его для получения бодрости без кофе. Аналогичным способом, с помощью якоря, поставленном на самом себе, вы можете получать доступ к любому нужному вам состоянию. В своей практике я рекомендую женщинам, имеющим проблему с достижением оргазма, закреплять каким-то собственным якорем любой достигнутый оргазм, и затем применять этот якорь для более легкого достижения оргазма в других половых актах. Я привел только два конкретных примера, хотя их значительно больше. При занятиях самогипнозом вы можете быстро погрузиться в транс, закрепив якорем предыдущие состояния транса. Вы можете использовать якорь для засыпания, якорь для творческой активности, якорь для спокойствия... и для сотни других нужных вам состояний. Я не хотел бы на этом останавливаться, потому что интереснее все же применять якорную технику в манипуляциях с партнером. Очень изящно можно применить якорную технику, если вы еще и узнали внутреннюю стратегию партнера по решению какой-то проблемы.

Аналогичная стратегия может применяться для выработки чувства симпатии или, если вы хотите, чтобы кто-нибудь обратил на вас внимание. Первый вопрос: "Ты когда-нибудь обращал на кого-то внимание?" -- и ставите якорь. Второй вопрос: "А как ты узнаешь о том, что надо обратить внимание?" -- и следите за глазодвигательным стереотипом, делая контрольную постановку якоря. Получив стратегию принятия решения о том, что на кого-то стоит обратить внимание (например, "вижу-чувствую"), вы оформляете свою фразу в соответствии с этой стратегией ("Если ты увидишь ля-ля-ля, можешь ли ты почувствовать бу-бу-бу?") и заканчиваете ее оживлением ранее наложенного якоря. И партнер весь ваш. Я повторяю, что ставить якорь надо тогда, когда вы видите несловесный ответ партнера (на высоте переживания); желательно, чтобы якорь не осознавался партнером; и, наконец, воспроизводить якорь надо с максимальной точностью. И еще: вы можете закреплять какое-либо переживание у партнера сразу несколькими якорями. Вы можете говорить с партнером, повернув голову направо (визуальный якорь), повторяя при этом "так, так, так" или "хорошо, хорошо, хорошо" (аудиальный якорь), и как бы невзначай прикоснувшись к партнеру (кинестетический якорь). Когда вам нужно будет вызвать закрепленное таким способом переживание, вы повторите свое поведение, увеличив вероятность действия якорей просто тем, что их было три. И есть еще одна важная и интересная область применения якорной техники. Представьте себе, что у вашего партнера есть какое-то отрицательное воспоминание, и вы закрепили его якорем No 1. И у партнера есть какое-то положительное воспоминание, вы закрепили его якорем No 2. Что произойдет, если вы оживите оба якоря одновременной В жизни ведь невозможно одновременно получить и положительное и отрицательное впечатление, переживание? А происходит следующее: более слабое воспоминание стирается, исчезает, либо, не исчезая полностью, ослабевает еще больше. Это можно использовать для того, чтобы убрать у партнера какое-то неприятное воспоминание, Правда, нужно позаботиться, чтобы положительное воспоминание было сильнее. Упражнение No 18. Выполняется в парах. Партнер А находит в своем внутреннем опыте проблему, которую он хотел бы разрешить, и которая соответствует формуле "В ситуации М я хочу испытывать чувство Y вместо чувства X". Партнер Б работает с партнером А по схеме:

Шаг 1. Партнер Б способствует достижению партнером А наивысшего переживания чувства Х (неприятного), определяя сопутствующий чувству Х глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. На высоте переживания партнер Б закрепляет у партнера А чувство Х каким либо (или какими-либо) якорем (якорями), именуемым далее отрицательным якорем или якорем No 1.

Щаг 2. Партнер Б с помощью нейтральной беседы помогает партнеру А избавиться от чувства X, после чего способствует достижению партнером А положительного (приятного) чувства Y, определяя сопутствующий чувству Y глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. На высоте переживания партнер Б закрепляет чувство Y положительным якорем (якорями) No 2.

Щаг 3. В нейтральной беседе партнер Б оживляет (вновь накладывает) якоря NoNo 1 и 2 по очереди, проверяя, появляются ли при этом соответствующие якорям несловесные проявления и глазодвигательные стереотипы. Если да, то партнер Б может уточнить словесно, действительно ли партнер А хочет испытывать вместо чувства Х чувство Y (при отрицательном ответе партнер Б возвращается на предыдущий шаг и предлагает партнеру А выбрать более подходящее чувство Y-1 или Y-2). Если нет, то партнер Б возвращается на один из предыдущих шагов и заново накладывает один или оба якоря.

Щаг 4. Партнер Б одновременно оживляет якорь No 1 и якорь No 2 и дает время партнеру А для новой организации внутреннего опыта, ожидая устойчивого глазодвигательного стереотипа, соответствующего чувству Y, или нового, усредненного глазодвигательного стереотипа, не совпадающего ни со стереотипом чувства X, ни со стереотипом чувства Y. Шаг 5. Проверка и подстройка к будущему. Партнер Б оживляет положительный якорь (якорь No 2) и просит партнера А представить себе ситуацию М, сообщая о тех чувствах, которые теперь вызывает эта исходная ситуация. Одновременно партнер Б оценивает появляющийся глазодвигательный стереотип и другие несловесные проявления. Если партнер Б наблюдает стереотип чувства Y или усредненный, работа окончена. Если нет, то партнер Б возвращается на предыдущий шаг и повторяет совмещение якорей. В течение всего упражнения партнер Б старается не вникать в содержание ситуации М, чувства Х и чувства Y. На следующем этапе партнеры меняются ролями.

Рефрейминг содержания.

Можно сказать, что Милтон Эриксои открыл и начал Применять якорные техники и техники рефрейминга, хотя их описание и даже название появилось позже -- в работах Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, то есть, в нейролингвистическом программировании. Английское слово "рефрейминг" неоднозначно, его можно перевести и как "перемена рамы у картины", и как "перемена картины в той же раме". В психологии и психотерапии термином "рефреймниг" обозначают изменение эмоционального отношения к какой-то проблеме, происшедшее вследствие перемены словесного оформления этой проблемы (содержание проблемы при этом не меняется, и сама проблема, в сущности, никуда не уходит). Для прямой иллюстрации понятия рефрейминга я мог бы показать вам какую-то картинку в раме одного цвета, а затем -- ту же картинку в раме другого цвета, и вы бы поняли, что отношение к картине действительно зависит от той рамки, которой она окружена. Но поскольку рефрейминг относится к речевым техникам, я позволю себе другую иллюстрацию. Представьте себе, что вы -- симпатичная девушка, и вы слышите в свой адрес два высказывания; первое из которых: "В груди горит огонь желанья", а второе: "Ну и телка, вот бы ее трахнуть". В обоих случаях смысл высказывания одинаков, различается только оформление -- но как сильно это меняет ваше отношение к смыслу! Если вы это поняли, то вы поняли, что такое рефрейминг. Существуют техники рефрейминга, позволяющие работать с процессом мышления партнера независимо от конкретного содержания идей. Эти техники довольно сложны, и мы с вами будем изучать более простые техники, в которых используется содержание идеи или проблемы.

Первый вариант рефрейминга содержания -- рефрейминг смысла. Вы можете им воспользоваться, когда кто-то предъявляет нам проблему, описываемую формулой: "когда происходит X, я чувствую Y". Ясно, что событие Х имеет для этого человека отрицательный смысл и вызывает отрицательное отношение. Вам придется поискать положительный смысл у события X.
Например, кто-то из родителей говорит: "Когда мои дети шумят, я раздражаюсь" (то есть чувствую себя раздраженным). Подразумевается, что дети шумят либо потому, что им нечего делать, либо потому, что хотят досадить родителям. Давайте поменяем смысл детского шума: "Это прекрасно, что ваши дети резвятся -- это значит, что они вполне здоровы и получают удовольствие от движений". Такая трактовка успокаивает многих родителей. Второй вариант -- рефрейминг контекста. Он подходит для проблем, описываемых формулой: "Я слишком X" или "Он слишком V". Проблемы такого типа всегда связаны с контекстом, в котором "я слишком X" -- поищите другой контекст, в котором свойство Х станет положительным. Многие полные люди проводят рефрейминг контекста для своей полноты, говоря: "Любимого тела должно быть много" (женщины) или "Самец начинается после ста килограммов" (мужчины). Однажды я встретился с управляющей коммерческим банком для разговора о ссудах и процентах. Они дают ссуды под 140 процентов годовых, и управляющая банком говорила извиняющимся тоном: "Конечно, это много, но вы знаете, нам центральный банк дает средства под 80 процентов, мы вынуждены...". Используя такой стиль поведения, она вполне может потерять потенциального клиента; в то же время она могла бы применить рефрейминг контекста и привлечь клиента, сказав ему: "У нас высокие проценты, благодаря чему мы можем вам дать любую сумму на любой срок".

САМОГИПНОЗ И ДРУГИЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ РАБОТЫ С СОБОЙ

Содержание


Образование на Куличках