Искуство гипноза
Пошли ссылку на нас другу: |
Достаточно глубокий транс могут вызвать воспоминания картин природы, особенно у тех людей, которые любят проводить там время. Вот, например, рыболов. Он часто находится в трансе: поза у него обычно удобная и относительно неизменная, тело неподвижно, взгляд фиксирован на поплавке. И главное -- вода! Она очень притягивает внимание, потому что в любом водоеме... даже в совершенно безветренную погоду... по воде бегут мелкие волны... и через них хорошо видно дно... камешки или песчинки... Волны похожи одна на другую, и в то же время неповторимы. Если светит солнце... то на воде играют яркие солнечные зайчики... Они очень утомляют зрение... даже в тихий и спокойный день... И поэтому так хочется посидеть спокойно... и расслабленно... отдохнуть... организовать свой внутренний опыт... и продолжать учиться чему-то новому... использовав те знания, которые ваш мозг получил в состоянии транса... и после выхода из транса почувствовать себя намного лучше... и увереннее. В обыденной жизни встречается довольно много ситуаций, провоцирующих погружение в транс. Вам наверняка приходилось видеть людей, увлеченных чтением или телевизионной передачей: их сознание буквально отсутствует, их здесь нет. Они живут там, в книге пли фильме, и пусть живут -- подсознание все равно остается на связи с внешним миром. Подойдите к ребенку, который переживает сюжет мультфильма, подстройтесь к его дыханию и шепните: "У тебя сильное желание сделать уроки после фильма". Со взрослыми это проходит еще легче. Еще одна типичная трансовая ситуация -- скучная лекция или доклад. Любой студент помнит, Что это такое.
Упражнение No12. Включите музыку, разделитесь на
пары и потанцуите, но это не будет отдыхом: вы будет танцевать
с закрытыми глазами. держа руки ладонь к ладони, то есть
получая сведения о партнере только через ощущения от его
ладоней. Ваши задачи:
а) почувствовать, какой темп движения ваших рук наиболее
приятен для партнера и присоединиться к этому темпу, доставив
тем самым удовольствие партнеру (это никогда не вредно);
б) выбрать момент для внезапной остановки и по чувствовать
появление каталепсии у партнера. Сначала эти задачи выполняет
партнер A, затем -- партнер Б.
Я говорил, что можно использовать рукопожатие для наведения транса через каталепсию. Его можно использовать и для наведения транса через разрыв шаблона, поскольку у мужчин этот шаблон очень развит, он формируется с детства, поэтому при одном виде протянутой к вам руки начинает работать. (Понаблюдайте за ситуацией, когда двое мужчин не знают, нужно ли им здороваться за руку -- у них по очереди вздрагивает правая рука). Чтобы использовать эту технику, я подхожу к Игорю и говорю ему: "Здравствуй! (протягиваю правую руку. В тот момент, когда Игорь тоже протягивает правую руку, беру его за запястье своей левой рукой) -- Стоп! Посмотри на свою руку! Будь внимателен! Она застыла... и это значит, что ты можешь узнать что-то важное для себя... (завершает рукопожатие) Приятно поздороваться еще раз!" Почему он выполнил мою команду? Потому что рукопожатие - это цельный компонент поведения, у него нет середины. И когда я сделал так, что у этого шаблона появилась середина, у Игоря не оказалось подходящей программы поведения -- он принял мою команду. При работе с курильщиками некоторые психотерапевты тоже используют разрыв шаблона. Они дают пациенту инструкцию показать, как он прикуривает, и когда человек все сделал, вставил сигарету с рот и приготовился прикурить -- у него неожиданно отбирают сигарету и дают другую программу поведения. Если вы полагаете, что в деловом общении вам не всегда удобно будет хватать партнера за рукав для прерывания какого-либо из его шаблонов, вы можете защититься цитатой -- расскажите о том, как вы были на семинаре: "И он подошел ко мне и сделал вот так...". Это тоже хороший прием, по тому что вы снимаете с себя ответственность за неудачу. Это делаете не вы, это делал я на семинаре. Или можете рассказать о том, как в одном фильме гипнотизер подошел к человеку, поднял его руку и сказал: "А теперь войдите в транс!" В обыденной жизни, кстати, разрыв шаблонов получается легче, чем на семинаре.
В речевых техниках сеть одна особенность: вашей целью является привлечение сознательного внимания не к содержанию речи, не к смыслу, а к внешнему оформлению. Этого можно достичь по-разному. Во-первых, вы можете вести рассказ от первого лица, и тогда внимание будет привлечено к вам, к вашей личности. И, во-вторых, вы можете насытить свой рассказ множеством подробностей, в которых увязнет сознание вашего собеседника. Здесь, в сущности, нет ничего нового для вас. Если вы хотите довести до собеседника смысл сообщения "игрек", переданного вам неким "иксом", то вы просто скажете: "X сказал Y". Если же вам нужно завуалировать этот смысл, то вы начнете так: "Я недавно видел X... Ты его, наверное, знаешь? Ну, он живет по улице М, на "Жигулях" третьей модели ездит... Знаешь, высокий такой, сутулится немного. Блондин такой лысоватый. Так вот, мы с ним встретились возле "Гастронома", поговорили о жизни... Сестра у него замуж выходит, и, кстати, он сказал Y". Если после этого вы будете продолжать в том же духе, то сообщение Y до сознания вашего собеседника не дойдет, а содержанием сообщения как раз и может быть команда войти в транс и что-то сделать. Теперь -- более сложная техника наведения, "перекрывание реальностей". Она состоит в том, что вы постоянно вплетаете одну историю в другую, в третью, в четвертую... И это можно сочетать с прямым внушением. Наверное, это тоже легче продемонстрировать, чем объяснить. В 1991 году, летом, я был на семинаре Адама Берка в Новосибирске. Когда он с нами занимался, мы не сразу поняли, что часто погружались в транс во время занятий. Он не говорил нам прямо: "Войдите в транс", он рассказывал нам разные истории. Одна из этих историй была о том, как сам Адам учился у Джона Гриндера в Калифорнии, и во время семинара Джон говорил им: "Расслабьтесь и успокойтесь... Я расскажу вам историю о том, как мы учились у Милтона Эриксона, который был мастером рассказывать такие истории, слушая которые люди погружаются в транс... Для того чтобы погрузить человека в транс, Милтон мог просто сказать: "Представьте себе, что вы засыпаете.. И по мере того как вы это представили, вы можете увидеть сон... И во сне вы видите, как вы идете по лесу... и вы очень устали... вам хочется расслабиться и успокоиться... И вы видите уютную лужайку... и засыпаете на ней быстро и глубоко..."" Попробуйте разобраться в том, что происходит: кто кому рассказывает историю? Я -- вам, здесь и сейчас, или Адам -- группе врачей в 1991 году, или Джон Адаму, или Милтон Джону? Настоящая ситуация, вот эта реальность ушла, и вы ушли из этой реальности. Ваше сознание не воспринимает мою инструкцию ("успокоиться, расслабиться, уснуть") как инструкцию, потому что не может понять, кто с вами на самом деле говорит. Все данные мной команды идут в подсознание, которое реагирует настолько успешно, что мне сейчас придется попросить вас вернуться к состоянию бодрствования.
Рассказывание историй (притчи, метафоры, цитаты) очень
популярно в эриксонианском гипнозе, его используют и при
наведении, и при использовании транса. Рассказывая историю, мы
обходим возможное сопротивление партнера тем, что не даем ему
приказов -- мы ведь просто говорим о том, как люди погружаются
в транс! История позволяет нам применить всевозможные языковые
средства для того, чтобы обеспечить плавный переход от
состояния бодрствования к состоянию транса (союзы и обороты
типа "когда, по мере того как, в то время как"), потому что эти
средства легко включить в контекст истории.
Женщины, имеющие маленьких детей, знают, как трудно
заставить их пойти спать -- чем строже ваш приказ ("А ну,
сейчас же в постель!"), тем громче плачет ребенок. Умная мать
делает иначе -- она предлагает ребенку послушать сказку и
говорит что-то вроде: "Ночь настала... Вот и люди спят, вот и
звери спят.. Лисы спят по горочкам, зайки спят по норочкам...
Гуси спят на травушке, утки на муравушке... Детки все по
люлечкам... Спят-поспят, всему миру спать велят". Фольклорные
колыбельные часто включают в себя такой подход к усыплению
ребенка.
История или метафора позволяет вам защититься от неудачи.
Вместо того чтобы наводить транс самому, вы можете рассказать о
том, как это описано здесь: "Понимаешь, он подошел
ко мне вот так, взял вот так мою руку и сказал: "Сейчас, когда
твоя рука застывает в этом положении... ты входишь в особое
состояние сознания... и по мере того как рука будет
опускаться... это состояние усилится... ты поймешь все выгоды
сделки, которую я тебе предложил... и забудешь о том, что я
тебе говорю... но будешь соглашаться со мной потом... когда
твоя рука совсем опустится... и это значит, что ты
возвращаешься к ясному сознанию... и смотришь на меня". Вот что
он с нами там делал, сам я такого делать бы не стал". История
или метафора в обыденной жизни позволяет разрядить скрытую
агрессивность, выразить свое неодобрение кому-либо не напрямую,
а приписав его персонажу рассказа или цитаты: "Сегодня утром я
ехал в автобусе, какой-то парень наступил мне на ногу, и я
сказал ему: "Сопляк ты этакий!"" Очень мало людей поймет, что
вы сказали на самом деле. (Правда, искушенный собеседник тоже
может ответить вам цитатой: "Я недавно был на свиноферме, видел
там большущую свинью и сказал ей: "Ну, ты и свинья!"")
Лично мне техника наведения транса через истории нравится
своей универсальностью. Советскому сознанию трудно докопаться
до цели рассказчика, традиция рассказывания историй у нас почти
исчезла... Берите любую ситуацию, связанную с естественным
погружением в транс, и описывайте ее развернуто. Можете
рассказать, как вы были в отпуске у моря и лежали у воды на
теплом песке, и чувствовали, как тело расслабляется,
расслабляется, расслабляется... Вы смотрели в небо, и при этом
у вас слегка кружилась голова, и вам хотелось спать.. Солнце
утомляло ваше зрение, и вы закрывали глаза... И вам казалось,
что вы продолжаете смотреть на воду, и видите там ленивую рыбу,
и думаете: "Интересно, может ли рыба чувствовать
расслабленность и впадать в транс?". В принципе, для наведения
транса по этой методике можно использовать даже прогноз погоды
из сегодняшней газеты, просто комментируя его: "Пишут, что
будет дождь. Я так люблю слушать шум дождя и под него
засыпать...".