То, как мы признаем факт вторжения в чужое пространство и как мы реа-
гируем на них, отражается в "церемониальных предупреждениях". В обычных
условиях, когда мы вторгаемся в чужую территорию в библиотеке или кафе-
терии, мы подаем предупредительные сигналы. Мы устно извиняемся и спра-
шиваем: "Это место занято?" На языке тела мы опускаем глаза и лишь потом
занимаем это место.
Когда вы садитесь на место в переполненном автобусе наиболее пра-
вильным действием будет следующее: вы смотрите прямо перед собой и избе-
гаете глядеть на пассажира, сидящего рядом с вами. Для других ситуаций
существуют иные церемонии.
По мнению доктора Зоммера, защита личного пространства требует подхо-
дящих сигналов на языке тела, соответствующих поз или жестов, а также
выбора места. Как вы усаживаетесь за пустым столом, когда вы хотите,
чтобы другие люди не присоединились к вам? Какой язык тела вы используе-
те? Исследование, проведенное Зоммером среди университетских студентов,
показало, что в тех случаях, когда человек, желающий уединения, садится
за стол, он использует два способа. Во-первых, он постарается занять
место как можно дальше от людей, отвлекающих его, или же овладеть целым
столом.
Если вы стремитесь добиться уединения, удаляясь от других, то вы ре-
шаете задачу с помощью тактики отступления. Вы, например, занимаете мес-
то на углу стола. На языке тела вы заявляете: "Садитесь к моему столу,
но оставьте меня в покое. Я нарочно расположился на углу, чтобы другой
человек, который усядется за стол, смог бы сесть от меня как можно
дальше". Другой подход - наступательный и характеризуется попыткой за-
нять весь стол. Более агрессивный человек садится в центре стола. На
языке тела он заявляет: "Оставьте меня в покое. Вы не сможете сесть, не
побеспокоив меня. Поэтому поищите себе другой стол!".
Среди других наблюдений Зоммера было следующее: студенты, придержи-
вавшиеся тактики отступления, которые хотели как можно дальше отдалиться
от других, садились спиной к двери. Студенты, которые хотели завладеть
всем столом, садились к двери лицом. Большинство же студентов, вне зави-
симости от избираемой ими тактики, предпочитали садиться в конце комнаты
за маленьким, а не большим столом.
На языке тела студенты, которые садились в центре стола, заявляли о
своем желании занять господствующее положение, о своем умении постоять
за себя и о желании иметь стол в своем распоряжении.
Студенты, которые садились на углу стола, показывали, что они хотят
оставаться наедине: "Я не возражаю, если вы присядете к столу, но если
вы так поступите, то я буду сидеть на максимальном удалении от вас. Вы
можете поступать, как вам угодно. В любом случае, каждый из нас будет в
уединении".
Аналогичным образом люди занимают места на скамейках в парках. Если
вы хотите уединения и садитесь на пустую скамейку в парке, то скорее
всего вы сядите на край, показывая всем своим видом: "Если вы хотите си-
деть на этой скамейке, то здесь достаточно места для того, чтобы оста-
вить меня в покое". Если вы не хотите, чтобы кто-нибудь еще садился на
скамейку, то вы сядете в ее центре и тем самым передадите сообщение: "Я
хочу, чтобы эта скамейка находилась в моем полном распоряжении. Если вы
сядете, вы совершите акт агрессии".
Если же вы готовы допустить присутствие других людей на скамейке, то
вы можете подвинуться в сторону, но не пересесть на самый край.
Эти действия в борьбе за уединение отражают психологические особен-
ности людей. Они показывают, что экстраверты будут отстаивать свое уеди-
нение, сражаясь против всего мира. Интроверты же будут защищать свое уе-
динение, соглашаясь пойти на уступки другим людям, но удерживая их на
расстоянии. В обоих случаях люди используют различные сигналы, прежде
всего связанные с размещением себя в пространстве. "Я располагаюсь
здесь, и таким образом я объявляю: "Не подходите ко мне" или "Садитесь,
но не мешайте мне".
Это аналогично сигналам, которые передаются окружающим людям различ-
ными позами: за столом в кабинете, когда подается сигнал: "Не подходи, я
достоин уважения"; на судейской скамье в зале суда, когда сигнал означа-
ет: "Я возвышаюсь над всеми вами, и поэтому мое суждение является наи-
лучшим"; приближаясь к другому и сигнализируя тем самым ему: "У тебя нет
никаких прав. Я двигаюсь вперед, куда хочу, и поэтому я выше тебя".