В ходе исследований, проведенных супругами Р. Алленом и Беатрис Т.
Гарднер из Невадского университета, было получено доказательство древности языка тела и его первичности по отношению к разговорному языку.
Проанализировав неоднократные и бесплодные попытки психологов научить
человекообразных обезьян говорить, Гарднеры решили обучить их языку жестов. Поскольку язык тела является неотъемлемым элементом поведения жи-
вотных, ученые рассудили, что приматы знакомы с ним в достаточной мере и
их можно обучить использованию жестов для общения. В особенности это касается человекообразных обезьян, отличающихся инициативностью и лов-
костью рук.
Супруги Гарднеры решили обучить молодую самку шимпанзе по имени Вэшоу
языку знаков, используемому глухонемыми Северной Америки. В доме Гарднеров обезьяне были предоставлены полная свобода, масса игрушек и мягкое
обращение; она оказалась в окружении людей, использовавших для общения
только язык жестов,
Вэшоу, как и подобает шимпанзе, чрезвычайно быстро стала подражать
жестам ее новых друзей, однако лишь спустя месяцы терпеливой работы ей
удалось воспроизводить их по команде. Ее понуждали "высказываться" прикосновениями к руке и в каждом случае "неверного произношения" добива-
лись его улучшения, повторяя не получившийся жест с подчеркнутой выразительностью. Когда Вэшоу в достаточной степени овладевала этим жестом, ее
вознаграждали почесыванием. Если же ее заставляли слишком много работать, она выказывала свой протест, убегая от учителя или в раздражении
колотя его по руке. '
После двух лет кропотливой работы Вэшоу освоила около тридцати знаков. Знак считался освоенным, если она добровольно использовала его в
нужном контексте в течение пятнадцати дней подряд хотя бы один раз в
день. Вэшоу научилась выражать понятие "больше" ("еще"), вытягивая кончики пальцев над головой, трясла раскрытой кистью руки, обозначая сигнал
"спешить", и прикладывала ладонь к груди, выказывая "удовольствие".
Она обучилась также жестам, обозначающим шляпу, башмаки, брюки и про-
чие предметы туалета, атай^е знакам "ребенок", "собака" и "кот". Как ни
странно, она употребляла эти знаки даже при встречах с незнакомыми ей
детьми, собаками и кошками. Однажды она даже использовала знак "собака",
не видя той, а лишь услышав лай. Кроме того, она изобрела ряд простых
предложений, например: "Идти сладкое", когда хотела, чтобы ее отнесли к
кусту малины, либо "Открыть еда питьем, если предпочитала полакомиться
чем-нибудь из холодильника.
Эксперимент все еще продолжается, Вэшоу обучается новым жестам и сос-
тавляет из них новые предложения. Старая идея доктора Айболита- беседо-
вать с животными - имеет шанс реализоваться посредством языка тела.
Однако ряд дотошных естествоиспытателей указывают, что использование
языка тела животными не является чем-то новым. Птицы сигнализируют о
своей половой готовности сложными ритуальными танцами, пчелы указывают
направление на источник меда, выделывая в полете замысловатые фигуры,
собаки же для обозначения чувства голода используют разнообразные сигна-
лы, например, переворачиваются на спину, притворяясь мертвыми, либо уса-
живаются перед хозяином, изображая взглядом просьбу "дай поесть".
Новым в случае Вэшоу является сам процесс обучения животного новому
для него языку (системе искусственных жестов) и достигнутый результат:
животное по собственной инициативе подает сигналы .на этом языке. Поскольку общение посредством разговорной речи оказалось невозможным, обра-
щение к языку глухонемых было логичным. По всей вероятности, потеряв
слухи будучи отрезанным от мира звуков, индивидуум становится более
восприимчивым к миру жестов и движений. Если это так, то глухой должен
более обостренно воспринимать язык тела.
Символы в беззвучном мире
Придя к такому заключению, доктор Норман Каган из Мичиганского уни-
верситета провел исследование среди глухих. Им показывали фильмы, изоб-
ражающие мужчин и женщин в различных ситуациях, после чего просили оце-
нить эмоциональное состояние героев фильма и описать ключевые жесты язы-
ка тела, используемые теми для передачи их душевного состояния. С по-
мощью технических средств чтение по губам было исключено.
"Нам стало очевидно, - рассказал доктор Каган, - что для выражения
своего эмоционального состояния человек в той или иной степени пользует-
ся практически всеми частями тела."
Так, например, безостановочные движения рук, игру с перстнем или неп-
рерывное хождение в процессе разговора все глухие восприняли как призна-
ки нервозности, замешательства и беспокойства. Когда же глаза и лицо че-
ловека внезапно становятся "потерянными", когда он словно "проглатывает"
выражение лица или черты его лица будто "сжимаются", это интерпретирова-
лось как признак вины.
Чрезмерно резкие движения связывались с крушением планов, а постепен-
но затухающие телодвижения, словно человек "пытается спрятаться", ассо-
циировались с депрессией. Энергичность воспринималась через резкую пода-
чу вперед головой и всем корпусом, включая руки и плечи; если индивидуум
сидит, откинув голову или склонив ее набок и играя пальцами, это тракто-
валось как выражение скуки. С задумчивостью связывались такие жесты, как
напряженный пристальный взгляд, наморщенный лоб и опущенные глаза. Если
человек не хочет смотреть на кого-то или не желает, чтобы смотрели на
него, он снимает очки либо отводит взгляд.
Такие толкования были получены от глухих людей, неспособных восприни-
мать речь, тем не менее их оценки оказались верными. Жесты интерпретиро-
вались в рамках общего контекста сцены, которая разворачивалась перед
"зрителями-экспертами" без речевого сопровождения. Создается впечатле-
ние, что один лишь язык тела может оказаться достаточно эффективным
средством общения, если мы наделены способностью понимать его, если об-
ладаем повышенной восприимчивостью к мельчайшим нюансам движений и жес-
тов. Однако это требует сверхчувствительности, свойственной глухим. Их
зрение в такой степени нацелено на интенсивный поиск дополнительных клю-
чей, что они способны уловить общий контекст сцены исключительно через
посредство языка тела.
Истинную значимость язык тела, однако, приобретает именно в смеси с
разговорным языком на всех уровнях общения, и иными сигналами, передава-
емыми по другим каналам. Одним из таких каналов является осязательное
восприятие, которое временами перекрывается со зрительным, но по сути
представляет собой более Примитивную и общую форму коммуникации.
Согласно покойному доктору Лоуренсу К. Фрэнку из Гарварда, знакомство
ребенка с окружающим миром начинается с прикосновений матери, ее ласк и
поцелуев, с ощущения во рту ее соска, теплоты и надежности ее рук. Позже
ребенку прививают понятие "не тронь", чтобы познакомить его с таким ас-
пектом человеческой культуры, как "право собственности", и воспитать в
нем чувство обладания и принадлежности. Его исследование собственного
тела в ребячестве и подростковом возрасте посредством прикосновений к
нему, приключения с мастурбацией - крайним проявлением самоосязания - и
позднее, в юношеском возрасте, любовные прикосновения, взаимное исследо-
вание тел со своим партнером по любви - самые очевидные примеры осяза-
тельного общения.
Такими действиями, как царапание, похлопывание или нажатие внешних
объектов, каждый из нас сообщает себе по каналу осязания: "Я осознаю се-
бя. Я доставляю себе удовольствие и удовлетворение". Мы общаемся с дру-
гими через касания руками, рукопожатия и прочие виды прикосновений, го-
воря тем самым: "Не волнуйся. Расслабься. Ты не один. Я люблю тебя".
Трудно сказать, где заканчивается язык тела и начинается осязательное
общение. Границы между ними расплывчаты и неопределенны.
Лечение психики с помощью языка тела
Возможно, наибольшую ценность понимание языка тела имеет в области
психиатрии. Работы доктора Шефлена показало, насколько важно врачам
осознанно использовать этот язык, а доктор Бухгаймер с сотрудниками применили его в лечебных процедурах, нацеленных на самоконфронтацию.
Доктор Бухгаймер рассказывает о группе взрослых пациентов, которым в
качестве терапевтического средства были даны смывающиеся (водорастворимые) краски для рисования пальцами, как детям. "Мы надеялись, что ощуще-
ние краски, размазываемой по бумаге, поможет им освободиться от ряда
сдерживающих факторов, замедлявших процесс лечения. Чтобы помочь им лучше понять происходящее, мы сняли их в процессе работы и затем показали
им эти фильмы".
У одной из пациенток, продолжал он, первый брак, оказавшийся неудачным, распался, в частности по причине ее неспособности наслаждаться сексом. Сейчас, выйдя замуж вторично, она почувствовала, что ее сексуальная
жизнь существенно улучшилась, однако супружество все равно "рвется по
швам".
Создавая пальцами яркое багрово-пурпурное пятно, она внезапно воскликнула: "Как сексуально это выглядит!" - и тотчас скрестила ноги.
Когда этот эпизод воспроизвели и она оказалась лицом к лицу с
собственной реакцией на осязательную концепцию сексуальности, она не
могла поверить, что реагировала подобным образом. Однако в процессе обсуждения значения скрещенных ног с точки зрения языка тела она согласи-
лась, что ее реакция - один из способов, выражающих нежелание и отказ от
секса. Это проявилось особенно ярко в контексте других ее действий, ее
комментариев к "сексуальной" картине. Она призналась, что по-прежнему
имеет конфликты на почве секса, начала понимать: второй брак страдает от
тех же проблем, что и первый, - и, осознав это, смогла предпринять верные шаги к выздоровлению.